Четверг, 2024-04-25, 10:48 PM
Клуб творческих женщин

место для рекламы

Каталог статей

Главная » Статьи » Звезды Казахстана

Гульфайрус Исмаилова
место для рекламы
Гульфайрус Исмаилова.
Дата рождения: 15 декабря 1929 года
Орден "Знак почета" (1958 г.)
Звание заслуженного деятеля искусств КазССР (19б5 г.)
Орден "Дружбы народов" (1981 г.)
Народный художник Казахской ССР (1987 г.)
Орден "Парасат" (1999 г.)
Снялась в 7 полнометражных художественных фильмах.
Автор эскизов декораций и костюмов: к операм Е. Брусиловского "Ер-Таргын ", С. Мухамеджанова "Жумбак-кыз", Пуччини "Чио-Чио-Сан ", Е. Рахмадиева "Алпамыс", Россини "Севильский цирюльник", Римского-Корсакова "Царская невеста", П. Чайковского "Иоланта", Верди "Риголетто"; к кинофильму "Кыз-Жибек"; к драме Г. Мусрепова "Козы- Корпеш и Баян-Слу"; к балетам Б. Астафьева "Бахчисарайский фонтан ", П. Чайковского "Лебединое озеро ", И. Штрауса "Прощание с Петербургом".
Автор около 100 портретных и живописных произведений.
Участница и дипломант выставок в России, ГДР, Англии, Югославии, Италии, Испании, Японии, Франции.
Вдова известнейшего художника Евгения Сидоркина.
Мать известного художника Вадима Сидоркина.
 
Гульфайрус Исмаилова: "Чтобы ценить эту редкость - любовь…"
 
После беседы с ней еще долго звучала в душе красивая музыка, навеянная ее мудростью, тихим мелодичным голосом, картинами, которыми уставлена комната... А главное - высокой и преданной любовью, которую несет в себе эта Женщина. Художник. Жена. Мать.
28.10.2002 / культура и спорт
 
Светлана Назарова, "Рандеву", № 5, 2002 г.
Недавно, общаясь с одним алматинским поэтом, услышала от него: "Мы живем в эпоху засухи духовных ценностей". Подумалось: он прав, такова горькая истина. Но... для чего существуют музыка, поэзия, живопись, как не для насыщения духовно жаждущих? Ведь именно они будят в нас стремление "не дать себе засохнуть", возвышают душу до понимания высоких вещей, которые - над бытом, вне мелочности и пошлости. И захотелось встречи с женщиной, чье имя - на слуху уже несколько десятков лет, - с Гульфайрус Исмаиловой, в творчестве которой проявились такие ее ипостаси, как театральный художник, портретист и живописец. Это был безошибочный выбор: после беседы с ней еще долго звучала в душе красивая музыка, навеянная ее мудростью, тихим мелодичным голосом, картинами, которыми уставлена комната... А главное - высокой и преданной любо- вью, которую несет в себе эта Женщина. Художник. Жена. Мать.
- Гульфайрус Мансуровна, считается, по индийским аюрведам, что человек проживает несколько жизней...
- У меня всегда было две жизни. Одна - внутренняя, где я все тщательно отбирала, где звучала музыка... Каждая нота имеет свой цвет. Свои полутени, тени, если говорить языком живописи. В 1965 году я съездила в Японию, когда закончила работу над "Чио-Чио-сан". И там лишний раз нашла подтверждение созвучию красок и звуков: в моих декорациях много голубого, лазурного, ультрамаринового, то есть воды - морской, океанической; в музыке Пуччини - пастельность тех же цветов и оттенков. В той моей внутренней жизни была любовь, которая озаряла внешнюю, видимую жизнь.
- Вам уже исполнилось...
- 73 года. Смертельно некрасивая дата, да?
- Ничего подобного! А 70-летие как отпраздновали?
- 70-летие я отпраздновала в 1999 году. В Большом зале Кастеевки прошла моя выставка, которую спонсировал Имангали Тасмагамбетов. Экспозицию работ размещал мой сын Вадим. А наверху одновременно с моей была выставка известного американского художника. И люди вначале шли "на него", а оказалось, что мои работы им интереснее. Поверите, справляя свое 70-летие, я радовалась, как будто мне 18! Наверное, потому, что эту выставку делал мой сын.
- А что самое первое вы нарисовали в своей жизни?
- Цветы и красивых женщин. Натурой были мои сестры. Мне всегда хотелось сделать людей несколько "выше", чем они кажутся. Хотелось немного сказки, а не грубой правды.
- В этом смысле театральный художник всегда немного сказочник?
- Да, мне повезло, что было именно так.
- Тонкая условность, которая кроется в самом словосочетании "театральный художник", позволяет защитить свой хрупкий фантазийный, воображаемый мир?
- Позволяет. И одновременно позволяет реализоваться в земном мире. Когда я научилась русскому языку, первая моя книжка, прочтенная самостоятельно, была "Золушка". Я вообще любила и люблю сказки. И французские романы. Они окрашивают жизнь в цвета радуги.
- Гулъфайрус Мансуровна, а когда начался ваш роман с Евгением Матвеевичем Сидоркиным?
- С Евгением Матвеевичем я познакомилась, когда уже оканчивала 2-й курс Ленинградской академии художеств им. Репина. Я видела его рисунки. И меня привлекало, что он о-о-чень русский человек. Исконно русский. Он родился там, где родился Салтыков-Щедрин. Он любил все русское. При этом, как у всех исконно русских людей, у него было тяготение к Востоку (вспомните Римского-Корсакова, который взял и сочинил "Шахерезаду"). Он из Рижского художественного института перевелся в "Репинку". Это было тем более легко, что он был хороший волейболист, спортсмен. И сразу стал капитаном репинской волейбольной команды. А я боялась влюбиться, потому что очень хотела стать художником и думала, что любовь станет этому помехой. Я так шла по жизни - знаете, как пловец плывет: никуда не оглядываясь, ни на что не отвлекаясь. А увидела глаза Жени - они у него были яркие, умные, прекрасные - и все...
- "Пропала" юная провинциалочка, какой вы были тогда?
- Ох, пропала! Тем более что это была взаимная любовь. Мы бродили по улицам Ленинграда до утра, мы ездили в пригородные музеи и дворцовые комплексы, посещали выставки, концерты, балет. В Пасху мы шли в Александро-Невскую лавру и смотрели богослужение. А какой там был хор! Там подрабатывали вокалисты Кировского театра. А какие там иконы! Я смотрела на них взглядом художника. Еще в детстве наша старенькая русская соседка брала меня с собой в Никольский собор, и я тогда думала: "Какой красивый у русских Бог!" Тогда я и полюбила иконы, мне очень нравятся иконы Андрея Рублева, Феофана Грека. Мы с Женей жили одними интересами. И любовью. Евгений Матвеевич был чистейший человек. Одаренный всесторонне. Он не был ни борец, ни революционер - его оружием были талант и обаяние. К нему все хорошо относились.
- У вас это был первый брак?
- И у меня, и у него - первый и последний. Нам было по 21 году, когда мы поженились.
- Как отнеслись те и другие родители к вашему браку?
- Мы скрыли и от моих, и от Жениных папы с мамой, что зарегистрировались на Васильевском острове. Это было в 1953 году. Нашим свидетелем был Марлен Шенсный, скульптор из Польши, автор памятника Победы в Варшаве. Краси-и-вый такой поляк. После окончания "Репинки" приехали жить в Алма-Ату. Женя всем сердцем полюбил мою родину - Казахстан.
- За 30 лет жизни с Евгением Матвеевичем у вас ни разу не было яркого увлечения кем-то другим?
- Конечно же, я увлекалась. Конечно же, были интересные ребята: и казахи, и русские. Ухаживали за мной. Но мне не приходило в голову изменить Жене. Нет! Почему? Нельзя такого большого Евгения Матвеевича обижать. И потом, увлекалась я обычно недели на две, на месяц - и забывала. Все это было декоративно, визуально. Я ведь снималась в кино с профессиональными актерами. Соблазнов было много. Но это ни к чему не привело.
- А у Евгения Матвеевича были романы?
- О, женщины сами вешались ему на шею! Его же все любили. Мне бывало чуточку больно... Но я знала, что Женечка меня никогда ради кого бы то ни было не покинет. При том, что у него был флирт, он никогда не наносил мне смертельной боли. Ну а насчет того, чтобы расстаться с ним... Я бы этого никогда не пережила. Я бы умерла.
- Вы без него уже 20 лет...
- Я не чувствую этих 20 лет. Мне кажется, что это было вчера. Этого же никому не расскажешь... Это нельзя рассказать так, как чувствуешь. Я и Женя - мы были как близнецы. Мы думали, мечтали, работали, собирали матери- алы всегда вдвоем, вместе. Я подражала его героям, героям его эскизов, картин. А герои эти родились потому, что я рассказывала, какими они должны быть, зная казахские обычаи, быт, культуру. У нас даже в смысле разговора была общая палитра.
- Евгений Матвеевич дарил вам подарки?
- О да, дарил! Я люблю "камушки" - драгоценные, полудрагоценные. Особенно бирюзу, красные кораллы, малахит. У меня в спектакле "Алпамыс" такие костюмы! И декорации к спектаклям были такие, что московские художники подходили и спрашивали: "Из чего это вы сделали?" А я делала это из тряпок, из ткани, соблюдая рисунок, разводы драгоценных и натуральных камней. Но за счет освещения, подсветки, с которой я всегда любила работать, создавалось нечто фантастическое. Камни мне многое подсказывали в решении художественных находок. А Женя дарил мне в свое время изысканные вещи, причем не много, и говорил: "Не увлекайся! Ты не цыганка. Соблюдай свой стиль!" И у меня был черный наряд, а к нему - коралловые серьги, коралловое кольцо - кроваво-красные кораллы.
- Представляю, как эффектно вы выглядели - белокожая, большеглазая, черноволосая и - в красных кораллах...
- Женщины от зависти приходили в бешенство! А еще Женя подарил мне прибалтийский черный шарф из домашнего тканья - очень красивый, длинный. И на нем - несколько красных полос. В сочетании с черным платьем, красными кораллами это смотрелось на самом деле элегантно и красиво. И - красная помада на губах в довершение образа.
- В вас говорит и говорил художник. То, что вы сейчас описали, легко представить зримо. А вообще наряжаться любите?
- Сейчас-то нет. А тогда - да. У меня было еще синее платье, синяя юбка - ультрамаринового цвета, а из двух каракулевых шкур я сшила себе шляпу с широкими поля- ми. В дополнение к этому - бирюзовые серьги и бирюзовое кольцо. Вот так и появлялась на трибуне съезда художников СССР.
- "Гульфайрус" - это, по-моему, ведь не казахское имя?
- Нет, не казахское. Мое настоящее имя, данное мне при рождении, было Кульпаш. Фамилия по отцу - Конарбаева. Мой родной отец окончил до революции Петербургский университет. В детстве русские девчонки звали меня Культя. Мне это ужасно не нравилось. И когда я получала паспорт, то попросила, чтобы мне написали имя "Гульфайрус". Тогда это было запросто. Кстати, мое имя с арабского переводится так: "гуль" - цветок, а "файрузи" звезда.
- Можно и как "звездный цветок", н как "цветок звезды"?
- Да. И главное - на "культю" это уж точно не похоже! (Смеется.)
- А как называл вас Евгений Матвеевич?
- Знаете, редко по имени, чаще "Исмаилова!". Но это с доброй, юморной интонацией, которая сразу же даже для постороннего обнаруживала нашу с Женей особенную душевную и духовную связь.
- А он вас ревновал? Я помню вас очень красивой, когда вы работали над фильмом "Кыз-Жибек"...
- Еще как! Он прятал это в юмор, и мог сказать мне на ушко: "Исмаилова, кончай кокетничать!" Или, видя повышенное внимание ко мне, уводил домой.
- Вы весьма прилично пели, насколько я знаю...
- Я окончила два курса консерватории. А вот был такой азербайджанский художник Тугрул Наримбеков, так он пел арию Каварадосси. Шикарный тенор! Он сам делал декорации к "Тоске" и Каварадосси пел сам. У него было хорошее музыкальное образование. Так он мне настойчиво предлагал сделать декорации к "Чио-Чио-сан" и самой спеть заглавную партию. Он сейчас уехал в Америку. Вот с ним и с грузинским художником Гиви Таидзе мы были в Испании. И в одном ресторане втроем пели трехголосье. Все музыкально грамотные люди. И у нас получилось чудесно. Хозяин ресторана выставил нам шампанское - целых 20 бутылок! И вся наша группа из Советского Союза пила чудесное шампанское, подаренное нам троим как вокалистам.
- Вы по убеждениям интернационалистка?
- Я чистокровная казашка. Вырастил меня отчим, который был дунганин по национальности. У него с моей мамой родилось пятеро детей, и все его белолицые с серыми глазами дети пишутся дунганами. Это так здорово! Почему они сероглазые? Потому что мама - сероглазая казашка. Мы настолько перемешаны, что мне в голову ни- когда не придет обидеть какую-то нацию. Я всех люблю, Бог неспроста создал нас разными. Моя сестренка Розочка вышла замуж за узбекского режиссера Шермухамедова, ее дети - узбеки. А сыну Вадиму я всегда говорила: "Вадик, мы - художники. Мы другая нация на земле". Это очень тонкая, удивительная тема - национальность. Вот Гитлер мечтал о том, что миром будет править арийская раса. Но он был психопатическая личность, необразованный человек, одержимый жаждой власти. А немцы дали миру великолепную музыку, которую все слушают уже столько веков, и поэзию, и живопись... Ненависть к Гитлеру не стала ненавистью к немцам вообще.
- Вы - везучий человек? Или жизнь чего-то недодала?
- Наверное, везучий. В жизни с первых шагов я сталкивалась с чем-то совершенным, настоящим. Это - главное везение. В семь лет услышала музыку Бетховена, увидела настоящую живопись, познакомилась с народным прикладным искусством; позже, по мере взросления, всегда встречались замечательно талантливые, умные люди: Мухтар Ауэзов, Шакен Айманов, мой первый профессор живописи Черкасский, Рамазан Бапов, педагоги "Репинки", Газиза Жубанова, Дмитрий Снегин, Бибигуль Тулегенова... Всех невозможно перечислить. Да, я везучая. Я вышла замуж по большой любви, от которой родился желанный сын Вадим. Я занималась любимым делом. Я купалась в атмосфере живописи. Когда вы слушаете хорошую музыку, у вас ведь бывают "мурашки по коже"? У меня мурашки от вида краски, от вида палитры. Мне выпало побывать в 11 зарубежных странах. Творчество мое получило признание не только на моей родине.
- Гульфайрус Мансуровна, у многих складывается впечатление, что жизнь ваша всегда была безоблачной...
- Ну, это ошибочное впечатление! Представьте, война идет, нас у мамы пятеро детей, голод... Голод был жуткий! Я в своей жизни так голодала... Когда от голода тряслись не только руки-ноги, а даже зубы. Я знаю цену всему, от и до... А теперь вот уже 20 лет я знаю цену настоящей потери - с тех пор, как не стало Евгения Матвеевича.
- Говорят, время лечит... Но не все "болезни"?
- Знаете, что получается? Я все время жила в солнечных лучах, потому что рядом был он - умнейший из умнейших, с роскошной логикой, юмором, талантливейший карикатурист, шаржист, рисовальщик, духовный гигант... И я его безумно любила. Всю жизнь. И мне казалось, что мое счастье, мое общение с этим человеком - само собой разумеющееся... Но только ОН был такой. У Жени были очень красивые кисти рук. И я их целовала. Считается, что мужчина должен целовать руки женщине. Но я в Жене любила все.
А с тех пор, как его не стало, я будто голая хожу. У меня все, все связано с ним. Чехов сказал, что любовь посещает ИЗБРАННЫХ. В эту фразу нужно не только вдуматься, ее нужно ПРОЖИТЬ. Чтобы ценить эту редкость - любовь.
- Вы были ровесники с Евгением Матвеевичем?
- Я была на полгода старше. У него день рождения 9 мая. В День Победы. Знаете, я всегда боялась Женю потерять. Я всегда за него молилась.
- А как воспринимали вашу чету окружающие? Ведь в то время смешанные браки были не столь распространены, как сейчас?
- Знаете, нас часто били ребята-казахи, увидев меня, казашку, рядом с русским под руку. И я дралась! У меня у одной из первых в Алма-Ате были туфли на высоких каблуках-шпильках. На них были металлические набойки. И я снимала туфли и ими давала отпор нашим обидчикам. К тому же я левша. Слева никто удара не ждал, а я хорошо могла стукнуть. Помню даже запах крови: у меня и у Жени были раны...
- Просто не укладывается в голове, что люди, видя вашу любовь, не стали лучше и чище, не стали бережнее к ней...
- Для меня это тоже удивительно. Тем более что примеров интернациональных браков - великое множество! Вот Рерих: уехал в Индию, женился на индианке, родили они сына. Индийцы ведь не забивали камнями эту женщину - они гордятся этой семьей. Женя горько шутил по этому поводу: "Нет повести печальнее в ауле, чем повесть о Сидоркине и Гуле".
- Однолюб - это трудно. И редко встречается.
- Я не смогла бы изменить своему мужу. Потому что я не грязный человек. И я думаю так: у человека только одна жизнь. И любовь, как и жизнь, тоже бывает одна. Остальное уже по-другому называется.
-Вы - коренная алматинка?
- Еще как коренная! Мои бабушки с дедушками, и родители - уроженцы Алма-Аты. Знаете, у казахов говорят, когда хотят подчеркнуть кровную связь с каким-то местом: "Мы - пыль этой земли".
- Время нынешнее - чем бы вы его охарактеризовали?
- Духовной нищетой. Материальная нищета не так страшна: поголодал человек, но когда-то дождется хлеба. Духовная нищета страшнее: у нее нет шансов кончиться быстро. Самым важным органом - мозгами - человек перестал пользоваться, идя на поводу животных инстинктов. Это страшно. И я бы не хотела видеть столько детей-сирот. Родился человек - у него должна быть биография.
- Библиография работ, где персонально или частично освещается ваше творчество, насчитывает более 60 изданий. Почти все они появились в советское время. При коммунистах было лучше?
- Не будем сравнивать, лучше или хуже. Но, к примеру, главный коммунист Ленин знал девять языков, был образованным человеком, талантливым журналистом. И в его окружении было много таких. Что касается идей коммунизма, то они заложены в любой религии. А теперь разве хорошо? Какой-то Брынцалов, жулик с отсутствием даже признаков интеллекта, считается "элитой", потому что он, видите ли, богат. И по телевизору показывают, как он дарит своей жене брошь стоимостью несколько десятков тысяч долларов.
- Сейчас многие женщины "с достатком" делают себе пластические операции. Если бы Евгений Матвеевич был жив, вы бы решились на это? Да и чтобы просто продлить искусственно молодость?
- О нет! Я такая, какой меня создал Бог. Пусть моя мудрость, которая с годами прокладывает тропинки на лице, тоже будет видна. Вот чего бы я хотела - это продлить старость. Побыть немного возле творчества своего сына Вадима.
- Вадим с детства интересовался живописью?
- Вадик начал рисовать с раннего детства. Все стены в доме были разрисованы гигантскими спиралями, хаотически пересекающимися линиями, бесформенными пят- нами. Это была "детская болезнь абстракционизма", после чего он увлекся лепкой из пластилина, и наступила пора пластилиновых динозавров, целой армии миниатюрных всадников любой эпохи - рыцарей, мушкетеров, гусар.
- Ваш сын понимал, насколько это сложно - быть художником?
- Думаю, с детства понимал. Его мировоззрение формировалось общением с нами, той аурой, которую несли картины и репродукции, графика и книжные иллюстрации, которые были в доме; и многие талантливые и знаменитые художники, бывавшие у нас.
- Выбор Вадимом Ленинградской академии художеств им. И. Репина не случаен, конечно же?
- Конечно. Во-первых, это старейший и авторитетнейший вуз, которому без малого 250 лет; во-вторых, сам город Санкт-Петербург с его архитектурой, памятника- ми, историческим прошлым влияет на личность; в-третьих, мы, его родители, окончили этот вуз и много рассказывали ему.
- А манерой живописного письма Вадим больше похож на вас или на своего отца?
- То, что он глубоко "копает" литературный, этнографический материал, работая над произведением, - это от Евгения Матвеевича. А импульсивность, эмоциональность, пристрастие к жанру портрета и живописи - это, думаю, от меня. Да и сам Вадим так считает.
- У вас есть портрет вашей семьи?
- Я написала его в 1975 году, когда избили Олжаса Сулейменова, потом Евгения Матвеевича. Этот портрет моей семьи висел в Третьяковке, рядом с автопортретом Сурикова. Пожалуйста, когда будете писать обо мне, не разделяйте нас! Мы - семья. Нас нельзя рассматривать по отдельности. Все мы: Женя, я, наш сын Вадим - окончили один институт. Мы думали вместе, творили вместе. Мы и остались семьей, несмотря ни на что.

Звезда по имени Гульфайрус
18 декабря в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая отмечается 75-летие народной художницы Казахстана Гульфайрус Мансуровны Исмаиловой. В этом театре она 16 лет работала главным художником, в его фойе висят созданные ею портреты ведущих мастеров оперного и балетного искусства, а на сцене до сих пор идут оформленные ею спектакли. Один из особенно любимых — опера «Аида» Верди будет показан в торжественный вечер.
Гульфайрус Исмаилова — знаковая фигура для искусства независимого Казахстана. Писать о ней легко. Всего сделанного ею хватило бы на несколько богатых творческих биографий, ведь она состоит в трех творческих союзах — кинематографистов, театральных деятелей и Союзе художников РК. Она начинала как актриса, сыграв Тыгрену в фильме Марка Донского «Алитет уходит в горы». Потом прошла большой конкурсный отбор в фильм Ефима Арона «Ботагоз» по повести Сабита Муканова, в который так хотела попасть, что даже написала свой теперь уже известный автопортрет в роли Ботагоз. Позже режиссер ей скажет: «На роль пробовались и покрасивее тебя, но у тебя в глазах было содержание». Ей удалось создать на экране трепетный и глубоко психологический образ юной казахской девушки, ведь как она признавалась в одном из интервью: «Я сама — один из вариантов Ботагоз, логическое продолжение ее судьбы. И я люблю эту героиню за ее стремление осознавать себя как личность».
Она сыграла роль матери Жибек в фильме Султана Ходжикова «Кыз-Жибек». Приглашенная на фильм художником по костюмам, Гульфайрус Исмаилова стала художником-постановщиком этой эпохальной картины, которая завоевала диплом и премию за лучшее художественное оформление на V Всесоюзном кинофестивале. Женщина — художник-постановщик двухсерийной художественной ленты — такого казахское кино еще не знало, как, впрочем, и столь высокого признания работы.
Об огромном постановочном хозяйстве этой картины, в которой шли караваны верблюдов, скакали кони, летали лебеди, вступали в непримиримую схватку джигиты, восхищала умом, статью и красой Жибек; о тех сотнях эскизов декораций и тысячах деталей костюмов, что надо было придумать, воплотить, а потом еще отстоять на худсовете, она по сию пору вспоминает с ужасом: как решилась на такой труд? «Меня уговорил Султан Ходжиков и Женя — Евгений Матвеевич Сидоркин, мой муж. Ведь я к тому времени уже осуществляла постановку «Кыз-Жибек» в драматическом театре. Материал был знаком. Но напряжение было колоссальное, порой мне казалось, что я не справлюсь, хотелось все бросить…»
Но она пойдет дальше. И станет главным художником главного театра страны — оперы и балета имени Абая. Невероятно. Подобные примеры в мировой театральной практике можно перечесть по пальцам. Но ведь и сам объем сделанного потрясает — 28 спектаклям дала она сценографическую жизнь, начиная от общего художественного решения, исполнения эскизов декораций и костюмов до порой собственноручного исполнения особенно сложной вышивки. Она знала, что в постановке спектакля мелочей не бывает.
Гульфайрус Исмаилова пришла в театр, имея за спиной прекрасную школу — театрально-декорационный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Она училась в классе профессора М. П. Бобышева, театрального художника и графика, великолепно разбиравшегося в художественных стилях, эпохах и направлениях, тяготевшего к эстетике «Мира искусства», известного прекрасными образцами театральной живописи. Понимание триединства в драматургическом, актерском и сценографическом исполнении спектакля она принесла в свой театр, помня, что перевоплощение нужно не только актеру и режиссеру, но и художнику.
Она создала сценографию и костюмы жемчужин национального искусства — опер «Биржан и Сара», «Ер-Торгын», «Алпамыс», «Кыз-Жибек», Ахан-серэ и Актокты», «Камбар и Назым», «Козы-Корпеш и Баян-слу», «Жумбак-кыз». Вся прелесть народного фольклора, все богатство и безыскусность, торжественная приподнятость как нельзя лучше нашли отражение в творческой манере Исмаиловой, в этой жажде праздника, роскошества красок, романтической фееричности. Высокая образованность, прекрасное знание мирового культурного наследия, умение войти в эпоху спектакля, понять психологию его героев поможет художнице в работе над классическим репертуаром — операми «Иоланта», «Чио-Чио-сан», «Аида», «Риголетто», «Севильский цирюльник», «Царская невеста», балетом «Лебединое озеро». Обыгрывать эскизы костюмов как жанровые сценки станет особенностью ее работы над спектаклем, в ее театральных эскизах всегда будут присутствовать динамика движения, особый ритм, особая стилистика. Они становятся предтечей ее станковой живописи.
Любовь к театру, к жанру портрета помогли Гульфайрус Исмаиловой создать живописный триптих, которым сегодня гордится ГМИ им. Кастеева, ставший поистине национальным достоянием. А ведь художница начала писать его, когда ей самой не было и тридцати лет! Это знаменитый «Казахский вальс» (1958 г.) с образом танцующей Шары Жиенкуловой, «Портрет Куляш Байсеитовой в роли Кыз-Жибек» (1962 г.) и «Портрет Шолпан Жандарбековой в роли Актокты». Творческое вдохновение, личностное обаяние, самозабвенное служение искусству — все то, что в наибольшей степени свойственно самой Гульфайрус Мансуровне, привлекает и в ее героях, среди которых Бибигуль Тулегенова, Людмила Ли, Рамазан Бапов, Людмила Долгушина. Если первые ее работы отличаются театральной парадностью, возвышенностью, то со временем они сменяются психологической разработкой образов в портретах Абылхана Кастеева, Мухтара Ауэзова, Дины Нурпеисовой, Абрама Черкасского, которая найдет затем воплощение в триптихе «Народная мастерица», в «Автопортрете с семьей». Со временем портретная и жанровая живопись полно и безраздельно занимает все ее время, художница заслуженно становится в ряд самых известных и признанных наших мастеров.
Писать о Гульфайрус Мансуровне Исмаиловой легко — как петь гимн во славу всего сотворенного ею. На самом же деле о жизни художника Исмаиловой писать невероятно трудно. В ее судьбе самым драматическим образом сошлись все перипетии ХХ века. Она родилась в зажиточной семье и до сих пор знает, в границах каких алматинских улиц располагался огромный сад ее бабушки, и помнит тяжесть тех браслетов, что выменивались на еду в голодные тридцатые годы. Фамилию своего репрессированного родного отца, одного из образованнейших казахов, учившегося в Санкт-Петербурге, она решилась обнародовать лишь в девяностые годы, как и данное ей при рождении имя — Конарбаева Кульпаш Тансыкбаевна. Ее удочерил в раннем детстве Мансур Исмаилов, она стала старшей из его пятерых детей, уход за которыми разделила с матерью в трудные военные годы. «Отец» — портрет одноногого ветерана войны — ее дань дочерней благодарности этому суровому человеку. Но подумайте, сколько надо было иметь жизненной силы, вдохновенного порыва, веры в свою творческую звезду, чтобы из тяжелого быта большой семьи, из дальней азиатской окраины прорваться к вершинам истинного искусства.
Судьбу необыкновенно одаренного ребенка решило соседство с домом Абрама Марковича Черкасского, куда она заходила не только за лакомствами, но и посмотреть книги и прикоснуться к пианино. Заниматься она начнет одновременно и в художественном училище в классе у Черкасского, где стала его любимой ученицей, и в консерватории, где окончила четыре курса по классу вокала. Это пригодится в Ленинграде, когда казахское землячество станет подрабатывать к скудной стипендии концертами перед началом сеансов в кинотеатрах. Гуля будет петь, а Камиль Шаяхметов ей аккомпанировать. Но и этот приработок не спасет от голодного обморока, которым однажды она напугала юношу, пригласившего ее в кино.
Этот юноша — любовь ее жизни, народный художник республики Евгений Матвеевич Сидоркин — вслед за женой приедет в Казахстан и прославит его своей графикой во всем мире. Потрясает, сколько вместилось в их совместную жизнь, в такие короткие и длинные четверть века. Сколько труда, сколько поездок с выставками и без — во многие и многие страны: Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию, Японию, Индию, Германию, Чехословакию, Данию, Англию... Они видели почти все музеи мира. Они могли творить и знать, чего это стоит на мировом уровне.
— Я всегда будто чувствовала плечо своих великих собратьев по искусству, — говорит Гульфайрус Мансуровна, — и это не давало мне поддаться конъюнктуре, сфальшивить. — Но если я чего-то добилась в жизни, то только потому, что у меня был Сидоркин. Какое это счастье — жить, творить вместе!
Гульфайрус Мансуровна гордится, что она выполнила завещание столь рано — в пятьдесят два года — ушедшего мужа и вырастила сына художником. Работы Вадима Сидоркина можно видеть рядом с написанными ею портретами и в оперном театре. Смотришь на них и вспоминаешь стихотворение Заболоцкого, которое мне довелось как-то прочесть в записных книжках Евгения Матвеевича:
Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого…
Из дальней дали былого возвращает нам художница прекрасные лица своих современников. И над забвением, над неустройством, над всеми болями и тревогами века, придавая ему гуманную осмысленность, таинственную притягательность и вдохновенную красоту, светит нам сегодня творческая звезда Гульфайрус.
Любовь ШАШКОВА
"Казахстанская правда"
Категория: Звезды Казахстана | Добавил: natalia (2009-05-29)
Просмотров: 8356 | Комментарии: 1 | Теги: Гульфайрус Исмаилова | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 1
1 RobbySibocah  
0
Your post has litfed the level of debate

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Текущий раздел
Друзья сайта



Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Поиск
Облако тегов
Альберти Аксенов Борисова ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ болеро с прорезями Джин Шинода Болен американские продюсеры блуза с лентами-завязками на рукава 40 лет Джен Эйр блуза-платье с открытой спиной Анна Петракова Вернисаж вселенная Бибигуль Тулегенова Дафнадю Морье Ребекка двубортный жакет под пояс Кукольный патриотизм Ксения ЕВДОКИМЕНКО девушка Девушка созрела алматы юбка с завышенной талией Макпал Исабекова Айгерим Бейсенбаева Алинур Тилемис сарафан с поясом в прорезях будет жить Васильев бухотчет Витебск Гульсум Макитова деловой жакет Ольга Григорьева Аскар Газизов блуза с воротником-шарфом Душа жакет Балнур Асанова юбка блуза с запахом Вездесущий Андрей КРАТЕНКО 2010 Берегитесь женщин юбка со складками и поясом великие времена думы Галина Шпак блуза Анастасия Вертинская 100-лет юбилей белое небо белые снега Гульфайрус Исмаилова Дина Нурпеисова Валерия Иванова Галя Галкина Две жизни в руках Джамиля Канышевна Утегенова Агнешка Рошка детские праздники киев Аватар Алена Мелешко Букина Алла Ахундова Аламкан Дегенбаева Белла Ахмадулина Габриэла Мистраль Ирина Одоевцева Берггольц Ольга Федоровна Аспазия Дайва Авотыня Вероника ТУТЕНКО html Джубга Агой дом Геленджик Джанхот Дивноморское youtube бесплатно Белая ворона Астана взрослые ГАЛИНА ВИШНЯКОВА Вера Хохлова Анна ЛАБЗИНА Анжелика ЕЛФИМОВА Елена АФАНАСЬЕВА Галина БАБАРИКО Ирина Парамонова АСТРЫ ОСЕННИЕ ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ Сексуальное влечение женщина Быть женщиной
Фотографии
poetry.ucoz.ru © Клуб творческих женщин