Среда, 2024-04-24, 3:02 AM
Клуб творческих женщин

место для рекламы

Каталог статей

Главная » Статьи » Звезды Казахстана

Ольга Алексеевна Решетниченко
место для рекламы
 Дорогие мои мальчишки
Женщины худенькие – травести
наивно, талантливо, дерзко
пытаются возраст свой провести,
чтоб не уйти от детства...
Я вспомнила стихотворение Инны
Кашежевой, когда 10 лет назад, немного волнуясь, шла брать интервью у народной артистки Республики Казахстан Ольги Алексеевны Решетниченко.
Для театральных зрителей, чье детство пришлось на 50-60 годы, это имя говорит очень много. В это время Ольга Алексеевна на сцене ТЮЗа сыграла все свои главные мальчишечьи роли. Димку-Невидимку и Зайку-Зазнайку, Гекльберри Финна и Гавроша, Алешу Пешкова и Ваню Солнцева, многие-многие другие. Встреча с Решетниченко была для меня встречей с детством. Я вдруг обнаружила, что и Димка-Невидимка, и Гек, и Шурик из «Сомбреро» стоят передо мной как живые, словно не прошло уже с того времени целых 35 лет. Все верно, ведь самые сильные театральные впечатления живут вечно.
Ольга Алексеевна тогда была уже несколько лет на пенсии – играла на сцене где-то до 75 лет, но, тем не менее, все, что связано с театром, с ТЮЗом, ее волновало. Понять старую актрису можно: театр – ее жизнь. Была, есть и будет.
Сын О. А. Решетниченко Игорь Васильевич Мельников принес большой чемодан с фотографиями. Все они были разложены по конвертам. «Это – мама в Грозном, это – в Саратове, а вот это уже Алма-Атинский ТЮЗ».
Медленно крутится магнитофонная лента. День воспоминаний.
Не знаю, как кому, но мне всегда были
интересны люди цельные. Те, что еще в детстве, в юности поставили себе цель и шли к ней, невзирая на все преграды. Казалось, вела их какая-то божественная сила и отклониться от заданного пути они просто не могли.
Ничего не предсказывало девочке Оле из полтавского села будущего актрисы. Родители – простые рабочие, к театру никакого отношения не имели, да и самого театра она до окончания семилетки не видела. И тем не менее все время что-то играла, кого-то представляла.
– Это было, когда мы жили на даче Софьи Петровны Дурново, – вспоминает она. – Место там живописное, большие кусты сирени. У меня никогда не было кукол, игрушек, все заменяла игра в театр. Пьесы мы сочиняли сами. Помню, я играла беспутного сына, а старшая сестра Шура – почему-то его мертвую мать. Я там пела песню: «А я, мальчик, на чужбине позабыл всех друзей». Мне тогда казалось, что чем больше будет дребезжать мой голос, тем более сильное я произведу впечатление...
Одна женщина, посмотрев спектакль, сказала: «Из этой девочки будет толк...»
Ольга Алексеевна вспоминает те давние события, факты, даты. Как это было давно, кажется, совсем другая эпоха.
Вспоминает, как ходила в дом владельца кожевенной фабрики Андера на елку, ей было тогда года 4, и детей угощали там хлебом с маслом и вареньем. Запомнила она Махно, он был в их селе. Его «воины» саблями, шашками били кур, потом разводили костер. «Помню его шапку мохнатую, галифе, стоял, как Наполеон какой-то. Я тогда, конечно, не знала, какую роль он сыграет в истории, детишек они не трогали...»
«... А в 23-м году к нам в село первый грузовик приехал. Это было чудо! Все – и взрослые, и дети – побежали на него смотреть».
А потом был Днепропетровск. Жили на окраине. Оля оканчивала 7-й класс, и надо было как-то определяться. Выбрала электротехнический техникум, потому что нравилось слово «электро», и уже собралась туда поступать, как увидела в газете объявление: «Музыкально-театральный техникум объявляет набор». Загадочное слово «электро» быстро было забыто. Оля кинулась на улицу Короленко, где находилась «школа артистов». Это то, что ей нужно! На вступительных экзаменах почему-то решила исполнить роль мужчины, которого ведут на расстрел. В месте, где ей нужно было упасть, пояснила комиссии: «Здесь я должна упасть, но я боюсь». Раздались хохот и аплодисменты. Принята!
Дальше была учеба, работа на радио (у Оли был чистый полтавский язык). Открытие: в Днепропетровске,
казывается, есть свой ТЮЗ. И, наконец, главный режиссер театра Ирина Савельевна Деева пригласила ее туда играть. Пошла посоветоваться с родителями. «И деньги платить будут?» – поинтересовалась мама.
Трудно описать любую жизнь, бродячую, актерскую – тем более. То, что рассказывала Ольга Алексеевна, – материал для книги. Так получилось, что из Днепропетровска она уехала в Донецк к режиссеру Саламарскому, вслед за ним – в Луганск, в Саратов, затем – 10 лет работы в Грозном. Ольга Алексеевна тепло вспоминала этот город, близко к сердцу принимала трагические события, происходящие там. И – бесконечные роли мальчиков – жанр травести для нее определился. Одной из любимых стала роль Алеши Пешкова – играла ее в трех театрах, потом спектакль делался уже на нее.
– Помню, как мы с «Детством» приехали на гастроли в Москву. Представляете, Горький в зале, дочь Сталина в матросочке. Так волновались... Спектакль похвалили, я сама с Горьким не разговаривала, но мне передали, что он сказал: «Играет хорошо, только сильно окает». А я действительно нажимала на «о», когда надо и когда не надо.
– А как мальчишки реагировали на вашу игру? Признавали за своего?
– Как-то я участвовала в игровом спектакле «Два часа вокруг света». Там играла с настоящими мальчишками и в антракте не имела права уходить за кулисыю Сначала пацаны действительно принимали меня за своего. Но затем что-то начали подозревать, окружили, и кто-то хлопнул по груди: «Баба!» Я, расстроенная, убежала: не буду больше оставаться в антрактах! Или в пьесе «Винтовка» играла беспризорника Паташонка. Иду по городу, а мне ребята вслед кричат: «Блатная»! Но тем не менее мальчишек я играть любила, и эти роли мне удавались.
В Грозный Ольга Решетниченко приехала в 38-м году. Городок ей понравился. На редкость внимательно тогда относилось к актерам областное партийное руководство. Бывало на тюзовских спектаклях. Уже в 40-м Решетниченко получила звание заслуженной артистки Чечено-Ингушской АССР. Во время войны вместе с другими актерами участвовала в работе фронтовых бригад, познакомилась там с Махмудом (она говорит Мишей) Эсамбаевым, по его рекомендации, кстати, потом оказалась в Алма-Ате...
– Вы знаете, раньше мне театры больше нравились, и зритель тоже. Кажется, он был совсем другой. Дети после окончания спектакля бежали не в раздевалку, а на сцену, ждали нас, актеров, у выхода. Помню, одна девочка подарила мне коробочку с ракушками – самое дорогое, что у нее было, другая вышила коврик с моей фамилией… Когда я уезжала из Грозного, меня пригласил первый секретарь обкома партии и говорит: «Если будет плохо, возвращайтесь, мы вас всегда возьмем».
В Алма-Ату Ольга Алексеевна приехала к Наталии Ильиничне Сац.
В дороге украли все ее вещи. Когда тут же, при театре, дали квартиру, немного успокоилась. Сразу же в концерте стала играть роль Вани Солнцева. «Это та актриса, что нам нужна», – воскликнула Сац.
У Наталии Ильиничны было замечательное качество – она любила актеров. Ольга Алексеевна увлекалась тогда футболом и как-то пришла отпрашиваться с репетиции. «Оль-Оль («Она меня так и называла – Оль-Оль»), ты у меня примерная, хорошо, иди на футбол».
– Неповторимая, потрясающая Ольга Алексеевна Решетниченко, – вспоминает Светлана Михайловна Сагалович. – Лучшей травести я в своей жизни вообще не видела. Я настолько в детстве обожала эту актрису, что не пропустила ни единого ее спектакля! Помню, как детвора спорила, сколько лет этому актеру, может ли он играть мальчика, но ни у кого не возникало сомнений, что их любимый герой – не мальчишка, а женщина-травести. Они бежали к служебному входу и, вытягивая шеи, ждали, когда же выйдет из театра их ненаглядный паренек. И когда мимо проходила сухонькая, элегантная скромная женщина, они даже и предположить не могли, что это идет тот самый им полюбившийся «актер».
Почти 50 лет проработала в своем любимом театре Ольга Алексеевна Решетниченко. Уехала Н. И. Сац, были другие режиссеры, всех не перечислишь. Неизменной оказывалась маленькая травести. В свое время ей пришлось пережить переход на возрастные роли. Я не задавала вопроса, как это было, для любой актрисы этот процесс всегда болезненный, для травести — вдвойне.
...Эх, эликсир бы изобрести, чтоб не стареть, чтоб не расти! Как сказать бы да не солгать? Им не знакома зависть. Джульетту можно и плохо сыграть, а заяц всегда есть заяц!
– Обязательно напишите о целине, – попросила она меня тогда. – Мало кто знает, что Алматинский ТЮЗ приехал туда одним из первых. Была поздняя осень. Нам выдали обмундирование – сапоги, шапки-ушанки. Спали на грязном земляном полу, было очень тяжело, холодно, голодно. Потом приезжало туда много московских театров, но мы были первопроходцами...
Однажды на целине Ольга Алексеевна познакомилась с водителем машины, который их вез. Он рассказал, что в войну потерял отца и его усыновили в полку. Актриса
даже заплакала: «У нас есть общее. Меня тоже усыновили, но только на сцене. Я играла Ваню Солнцева в «Сыне полка». Они породнились...
Уже несколько лет как нет с нами нашей любимой актрисы.
Мы давно стали взрослыми, а Ольга Алексеевна так и осталась частичкой нашего детства. Без нее, без театра оно было бы, наверное, не совсем полноценным, ведь самые первые открытия в жизни сделали мы с помощью ее Зайки-Зазнайки, Вани Солнцева, Гавроша.
Взрослый мой мир,
восхищенье прости,
но как застенчиво-дерзко
умеют тюзовские травести
впадать в гениальное
детство!
– написала Инна Кашежева.
Людмила Мананникова.
Категория: Звезды Казахстана | Добавил: natalia (2009-05-29)
Просмотров: 2059 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Текущий раздел
Друзья сайта



Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Поиск
Облако тегов
Альберти Аксенов Борисова ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ болеро с прорезями Джин Шинода Болен американские продюсеры блуза с лентами-завязками на рукава 40 лет Джен Эйр блуза-платье с открытой спиной Анна Петракова Вернисаж вселенная Бибигуль Тулегенова Дафнадю Морье Ребекка двубортный жакет под пояс Кукольный патриотизм Ксения ЕВДОКИМЕНКО девушка Девушка созрела алматы юбка с завышенной талией Макпал Исабекова Айгерим Бейсенбаева Алинур Тилемис сарафан с поясом в прорезях будет жить Васильев бухотчет Витебск Гульсум Макитова деловой жакет Ольга Григорьева Аскар Газизов блуза с воротником-шарфом Душа жакет Балнур Асанова юбка блуза с запахом Вездесущий Андрей КРАТЕНКО 2010 Берегитесь женщин юбка со складками и поясом великие времена думы Галина Шпак блуза Анастасия Вертинская 100-лет юбилей белое небо белые снега Гульфайрус Исмаилова Дина Нурпеисова Валерия Иванова Галя Галкина Две жизни в руках Джамиля Канышевна Утегенова Агнешка Рошка детские праздники киев Аватар Алена Мелешко Букина Алла Ахундова Аламкан Дегенбаева Белла Ахмадулина Габриэла Мистраль Ирина Одоевцева Берггольц Ольга Федоровна Аспазия Дайва Авотыня Вероника ТУТЕНКО html Джубга Агой дом Геленджик Джанхот Дивноморское youtube бесплатно Белая ворона Астана взрослые ГАЛИНА ВИШНЯКОВА Вера Хохлова Анна ЛАБЗИНА Анжелика ЕЛФИМОВА Елена АФАНАСЬЕВА Галина БАБАРИКО Ирина Парамонова АСТРЫ ОСЕННИЕ ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ Сексуальное влечение женщина Быть женщиной
Фотографии
poetry.ucoz.ru © Клуб творческих женщин