Здравствуйте, друзья! Быть женщиной - что это значит ? Какою тайною владеть? Римма Казакова задала, конечно, вечный риторический вопрос. Ответить на него мы вряд ли сможем, но о некоторых "перекосах в девичьих косах" порасссуждать можно. "...Они
презирают искусство, обращаются к молодым людям на "ты", не стесняются
в выражениях, живут самостоятельно ... и говорят более всего об
эксплуатации труда, абсурдности семьи и брака, и об анатомии" Это не
современная цитата из модного журнала, хотя кое-что всё-таки звучит,
увы, очень даже актуально. Так характеризовали нигилисток газеты 60-х
годов XIX века.
С такими учёными дамами и встречается проснувшийся и ничего не понимающий Поток-богатырь котором мы говорили в прошлом выпуске: В третий входит он дом, и объял его страх: Видит, в длинной палате вонючей, Все острижены вкруг, в сюртуках и в очках, Собралися красавицы кучей. Про какие-то женские споря права, Совершают они, засуча рукава, Пресловутое общее дело: Потрошат чье-то мертвое тело. Ужаснулся Поток, от красавиц бежит, А они восклицают ехидно: «Ах, какой он пошляк! ах, как он неразвит! Современности вовсе не видно!» Но Поток говорит, очутясь на дворе: «То ж бывало у нас и на Лысой Горе, Только ведьмы хоть голы и босы, Но, по крайности, есть у них косы!» Да, бедный богатырь: с такими дамами в своё время ему не приходилось встречаться. Кто-то
бежит от таких девушек, а кто-то просто скучает: "Сидеть с вашими
стриженными грязношеими барышнями и слушать их бесконечные сказки про
белого бычка, да склонять от безделья слово "труд", мне наскучило" ("На
ножах" Лесков Н.С.) Такой прогресс, рывок вперёд: во второй половине
XIX века в России образование стало доступно для женщин: Аларчинские
курсы (Петрбург), Лубянские (Москва), высшие медицинские курсы и первый
женский университет - Бестужевские курсы (1878). И вдруг такие отзывы... Почему?! Видимо, и в этом, как оказывается, вечном вопросе необходима неуловимая гармония, обрести которую бывает довольно сложно. Итак,
женщины отстаивали своё право во всём: и в праве на образование, и в
выборе одежды, и в праве на свободные отношения. Женщины больше
руководствовались практичностью и удобством, нежели красотой и
эстетичностью. Именно поэтому длинные юбки и короткие волосы стали
популярны. А вместо веера появились, может, и не очень удобные и
необходимые очки. И вот многие из стремящихся к образованию девушек стали производить отталкивающее и удручающее впечатление. Хотя, конечно, А.С.Пушкин писал ещё в "Евгении Онегине": Не дай мне бог сойтись на бале Иль при разъезде на крыльце С семинаристом в желтой шале Иль с академиком в чепце! (правда, это четверостишие является частью строфы, посвящённой мыслям о языке). Да
и синие чулки ("женщины, пренебрегающие домом и семьей") появились куда
раньше дам, напугавших богатыря, - в 80-х годах XVIII века. Напомню,
что словосочетание "blue stocking" (синий чулок) связывают с одним
английским интеллектуальным кружком, который собирался у некоей леди
Монтегю. Душою этих самых бесед был ученый - Бенджамин Стеллингфлит.
(По другой версии это была женщина). Якобы он, пренебрегая правилами
моды, вместо белых носил синие чулки с темным платьем. Некоторые так и
называли кружок: "общество синего чулка ". А у Байрона есть сатирическое произведение - "Синие". В
русский же язык выражение пришло в первой половине XIX века, скорее
всего, через французский. Поэтому в русской литературе это выражение
упоминается довольно часто: его можно встретить в произведениях П. А.
Вяземского, А.Ф. Писемского, Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, И.С.
Тургенева и других. Довольно точно о синих чулках размышляет Чехов А.
П. в «Розовом чулке»: «Что хорошего быть синим чулком? Синий чулок...
Чёрт знает что! Не женщина и не мужчина, а так, серёдка на половине, ни
то ни сё». На феминизме в русской литературе сейчас не будем
останавливаться - это отдельная тема. А вот про суфражисток, пожалуй,
скажем несколько слов, поскольку с одной из них, Мэри Поппинс, мы очень
хорошо знакомы. Суфражистки (или суфражетки, англ. suffragettes, от
англ. suffrage — избирательное право) — участницы движения в Англии и
Америке за предоставление женщинам избирательных прав. Также
суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в
политической и экономической жизни. Суфражистки и нигилистки
совершают порой неадекватные, хотя и активные действия, стремясь
показать свою силу и доказывая равноправие с мужчинами. Так, в марте 1914 г. в Национальной галерее некая Мэри Ричардсон бросилась с ножом на картину Веласкеса "Венера Милосская". Как
выяснилось, таким образом Ричардсон выразила свой протест против ареста
лидера Женского социально-политического Союза госпожи Панкруст. "Я
попыталась уничтожить картину самой прекрасной женщины в мифологии в
знак протеста против действий правительства, которое убивает госпожу
Панкруст, самую прекрасную личность в современной истории. " Вот так
вот: одни женщины осознанно лишают себя детей и семьи ради "дела",
карьеры или себя, любимой, другие слишком строго загоняют себя в рамки
аскетичности и умствований, а третьи готовы мучиться в тисках корсета,
спать в папильотках, временами в жертву принося книги. Так,
Р.М.Кирсанова в книге "Русский костюм и быт XVIII- XIXв.в." описывает
случай: "Весьма поучительна история оставшейся безымянной барышни...",
которая просила книги для прочтения, а потом "вырывала страницы для
завивки папильоток". Но простая юбка, тёмные цвета и "белые
воротнички, которым отдавали предпочтение женщины с передовыми
взглядами, однажды войдя в обиход, оставались в России всю первую
половину ХХ века, брошкой и скромными кружевными отделками напоминая
актрису Стрепетову с известного портрета Ярошенко". Внешность,
конечно, меняется. Мода тоже. Но этот психологический тип женщин
сохранился: они и сейчас хотят общаться с единомышленниками, быть в
курсе литературы и приносить пользу обществу, имея "дело", помимо
семьи. Вот такие разные мы, женщины.
У Софьи Ковалевской (в общем-то, сумевшей воплотить в жизнь многие свои
мечты) есть повесть "Нигилистка", в которой про наряды говорится очень
мало - всё больше про переживания. Да, все женщины разные и такие
порой непонятные, непредсказуемые. Как умеют они менять направление
жизни, как умеют освещать, а порой, наоборот, затемнять всё вокруг. Но если женщина способна отдавать, дарить, то это многого стоит. ...А женщина себя назначит, как хворому лекарство - врач. И если женщина приходит, себе единственно верна, она приходит - как проходит чума, блокада и война. И если женщина приходит и о себе заводит речь, она, как провод, ток проводит, чтоб над тобою свет зажечь. Всего вам наилучшего! Елена Д. Страница автора здесь. |