Французская
писательница. Жена Ж.П. Сартра. Автор романов «Гостья» (1943)
«Мандарины» (1954), книги «Второй пол» (1949), повести «Прелестные
картинки» (1966), автобиографической трилогии (1958—1963) и других
произведений. Внесла весомый вклад в развитие философской мысли и
феминистского движения XX века. Имя Симоны де Бовуар мало известно
российскому читателю, а если кому либо оно и знакомо, то, вероятно, в
связи с творчеством французского писателя экзистенциалиста Жан Поля
Сартра. Между тем Симона де Бовуар одна из наиболее выдающихся
представителей литературного мира своего поколения. Настоящий фурор в
кругах интеллигенции Европы и Америки произвела её книга «Второй пол»,
представляющая собой весьма спорную и хлёсткую полемику по поводу
положения женщины в современном мире. Эта книга, впервые опубликованная
в 1949 году и частично переведённая на английский язык в 1953 м,
считается одной из важнейших работ XX столетия по феминизму. Она стала
настоящим символом сексуальной революции 1960 х годов.
Симона
де Бовуар родилась в Париже. Она была первым ребёнком в многодетной
семье Франсуазы и Джорджа де Бовуар. С раннего возраста девочка
проявила свободолюбивый и непокорный характер, протестуя против
католических ограничений, которых придерживалось добропорядочное
семейство де Бовуар. В 19 лет Симона объявила своим родственникам: «Я
не хочу, чтобы моя жизнь подчинялась чьему бы то ни было желанию, кроме
моего собственного».
Джордж
де Бовуар не в состоянии был обеспечить ни одну из своих дочерей
приданым. Симону это побудило к усиленной учёбе. Вскоре замечательная
студентка Сорбонны получила степень магистра и сделала успешную карьеру.
В
середине 1920 х, на одной из вечеринок, Симона познакомилась с Жан
Полем Сартром, которого впоследствии описала в своей первой
автобиографии «Воспоминания прилежной дочери». «Товарищ по душе, —
определила она отношение с будущим знаменитым писателем, — в котором я
нашла всю свою страсть. С ним я могу поделиться чем угодно». Эта пара
действительно «делила» свои жизни в течение 51 года, до самой смерти
Сартра в 1980 году. За исключением небольшого периода, во время Второй
мировой воины и ежегодных шестимесячных каникул в Риме, Бовуар и Сартр
жили в разных квартирах, встречаясь по вечерам для того, чтобы обсудить
свои идеи, а также читать и обсуждать работы друг друга. Их союз,
который оба считали идеальным союзом мужчины и женщины, нарушал
традиционные понятия о браке и детях и включал в себя по обоюдной
договорённости договор «условных любовников». Однажды Бовуар сказала:
«Мы открыли особенный тип взаимоотношений со всей его свободой,
близостью и открытостью». Вместе Бовуар и Сартр сформировали центр
послевоенного
Французского левого движения интеллектуалов и экзистенциалистов,
провозгласили «ангажированность» литераторов своего времени.
До
1943 года Бовуар преподавала философию в нескольких колледжах Франции,
а затем она полностью посвятила себя писательской деятельности. Её
первый опубликованный роман «Она пришла, чтобы остаться» (1943)
описывает любовный треугольник между левым интеллигентом, его давнишней
любовью и молодым любовником невесты — эмоционально болезненная
ситуация, пережитая Бовуар в первые годы её взаимоотношений с Сартром.
Другие известные работы Бовуар: «Все люди смертны» и «Кровь других» —
так или иначе посвящены интерпретации экзистенциальной дилеммы. В своих
произведениях писательница часто обращалась к собственным
биографическим событиям. Так, в основу повести «Мандарины» положен её
роман с американским новеллистом Нельсоном Альгреном. В повести есть
тонко выписанные портреты Сартра, Альберта Камю и других французских
экзистенциалистов. За повесть «Мандарины» Симона была удостоена
престижной награды Прикс Конкорт в 1954 году. Другая работа Бовуар,
«Женщина разрушенная», объединяет три коротких рассказа о трех
женщинах, которые полностью подчинены судьбе.
женщинах, которые полностью подчинены судьбе.
Среди
нехудожественных произведений Бовуар широко известны четыре
автобиографии, а также «Этика и двусмысленность» — чисто
экзистенциальная работа, демонстрирующая приверженность идее свободы
выбора и созвучная великому произведению Сартра «Бытие и небытие»,
«Долгий Март» — исследование, посвящённое событиям в Китае,
«Взросление» — монументальное произведение об отношении общества к
престарелым в различных культурах.
Но
мировое признание Бовуар получила благодаря философской работе «Второй
пол». В ней Симона писала: «Человек не рождается, а скорее становится
женщиной. Ни биологическая, ни физиологическая, ни экономическая судьба
не определяют роли, которую играет женщина в обществе, эту роль
определяет цивилизация в целом, которая создаёт это существо — нечто
среднее между мужчиной и евнухом, — которое и называют женщиной».
После
публикации эта работа, как единственная в своём роде и весьма
революционная, получила громадную известность, но и была разгромлена
суровой критикой. Резкие высказывания Бовуар по поводу отношения полов
спровоцировали нападки традиционалистов. Последние утверждали, что
«Второй пол» — наиболее напыщенное и претенциозное произведение
писательницы, что оно догматично и пессимистично. Некоторые критики
считали, что взгляды Бовуар унижают женщину, как якобы содержащие в
себе предположения о врождённом превосходстве мужчин. Однако в лице
многих феминисток писательница нашла горячих поклонниц, которые впервые
в произведениях Бовуар увидели своего подлинного глашатая, талантливого
выразителя идей женского равноправия. До настоящего времени проблемы,
затронутые Симоной де Бовуар, имеют самое актуальное значение.
Вместе
с Сартром Бовуар выпустила несколько публикаций, участвовала в маршах
протеста, демонстрациях и в других антиправительственных мероприятиях.
Она писала манифесты, речи, лекции и статьи, отстаивая идеи
независимости, безопасности фабричных рабочих, разрешения абортов. В
1981 году она опубликовала воспоминания о последних десяти годах жизни
своего великого спутника «Прощание с Сартром». Однако тень знаменитого
писателя нисколько не заслоняет собственного вклада Симоны в развитие
философской мысли и феминистского движения XX века.
Ее отца звалм не Джорджем, а Жоржем, фамилия американского писателя была не Альгрен, а Олгрен. В 1954 г. она получила не "Прикс Конкорт", а Гонкуровскую премию (по-французски это называется При Гонкур). Всё это производит впечатление крайне неумелого перевода (переводчик даже не знает, что, хотя по-английски слова "март" и "французский" пишутся с большой буквы, по-русски они пишутся с маленькой). Пожалуйста, исправьте.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]