(Dickinson,
Emily) (1830–1886), американская поэтесса. При жизни были опубликованы
лишь семь ее стихотворений. Родилась 10 декабря 1830 в Амхерсте (шт.
Массачусетс), никогда не покидала родного города. Живя вдали от
культурных центров, не была знакома ни с кем из известных писателей
своего времени. Близкие отношения сохраняла только с несколькими
друзьями и многочисленными родственниками. До 25 лет вела жизнь,
типичную для молодой девушки ее времени. Замуж не выходила и, по обычаю
старых дев, постепенно отдалилась от общества. К 1860-м годам Дикинсон
стала почти затворницей, а после 1870-х годов и вовсе не покидала дом.
Вероятно, такую форму приняло у нее стремление всякого художника к
уединению, поскольку именно тогда она всерьез посвятила себя поэзии.
Нельзя исключать и того, что в ее отказе от мирской суеты были элементы
религиозного отшельничества. Единственным из литераторов, с кем она
поддерживала отношения, был писатель и критик Т.У.Хиггинсон.
Знакомясь
с полным собранием ее лирики (1775 произведений), убеждаешься, что
только около десятой их части являются настоящими произведениями
искусства, а 25–50 из них можно причислить к шедеврам. Это небольшие
стихотворения, поражающие красотой формы и богатством мысли. Дикинсон
варьирует в своем творчестве несколько основных тем, и ее произведения
можно разделить на 4 группы. Первую составляют стихотворения, в которых
идет речь о принципах ее художественного творчества (стратегия мысли,
воплощение ее в слове, соотношение «периферии» и «центра» в иерархии
важных поэтических тем) и о восприятии поэтессой мира, т.е. о том, что
в этом мире является для нее поэтически ценным. Она открывает читателю,
какие стихи ей хочется писать и как их надо воспринимать. С последним
пунктом ее эстетической теории – художественным восприятием – связана
вторая группа стихотворений, посвященных природе. В самых простых из
них делается попытка охватить все многообразие природных форм и
явлений; когда выясняется, что это практически невозможно, она создает
цикл более сложных произведений об исчезновении этих форм; далее,
открыв для себя, что главное свойство материи – движение, она пишет ряд
оригинальных стихотворений, в которых природа представлена как процесс.
Если внешний мир ускользает от поэта, Дикинсон возвращается к своей
единственной реальности – внутреннему миру, о чем свидетельствует
третья группа ее стихотворений, где нашли воплощение два полюса
человеческих эмоций – экстаз и отчаяние, они гораздо продуктивнее
поэтически, нежели чувства более умеренные. Наконец, поскольку экстаз и
отчаяние неотделимы от духовных устремлений личности и ее ожидания
неотвратимого конца, они неизбежно вводят в творчество Дикинсон еще
одну тему – надежду человека на бессмертие, и стихотворения этого
раздела составляют вершину творчества поэтессы.
Академическое
собрание стихотворений Дикинсон в 3-х томах было выпущено Т.Джонсоном в
1955; он же издал в 1958 трехтомник ее писем.
Умерла Дикинсон в Амхерсте 15 мая 1886.
***
Вступительная статья и переводы
Светланы Чулковой
...Город Амхерст,
штат Массачусетс. Новая Англия. Середина 19 века. Аккуратный сад,
усеянный цветами и поющими птицами; кусты, постриженные до
геометрической правильности; череда врытых в землю камней (глубоко, до
темечка) образует садовую дорожку. Расстояние между камнями - длиной в
средний человеческий шаг. "Stepping stones" - "шаговые камни",
отполированные многолетней размеренностью жизни.
..Маленькая рыжеватая
женщина сидит у окна и что-то шьет. Золотистую прядку, выбившуюся из
пучка, она нетерпеливо заводит за ухо. Мелькает серебристая игла, а
женщина что-то сосредоточенно бормочет. Мимо окна проходит сестра
женщины - Лавиния. Она знает, что именно шьет ее сестра Эмили: вовсе не
то, что представляешь ты, читатель. Поможем твоему привыкшему к
кинематографу воображению и допустим, что камера наезжает на окно.
Наплыв в затемнение...
И мы оказываемся в
комнате. Ну да, рассказ наш вовсе не о рукодельнице, потому что Эмили
занята совсем другим делом: она сшивает самодельные книжки своих
стихов. Начиная с 20-летнего возраста, то есть с 1850 года - и до тех
пор, пока не пересталось писать, у Эмили накопилось 1775 стихотворений,
а опубликовала она при жизни - всего семь, пять из них - в газете
"Спрингфилд Рипабликан", у редактора мистера Холланда. В 1862 году
Эмили Дикинсон пишет письмо пастору Томасу Хиггинсу, человеку,
находящемуся около литературы. Он признает в Эмили оригинальные
поэтические способности, но советует не печататься. С 1862 года Эмили
на предложения друзей опубликовать ее стихи отвечает неизменным отказом.
Раковина захлопнулась. Так начинает зреть жемчуг...
Учеба в женской
семинарии (г. Холиоук, штат Массачусетс), а затем в академии родного
города (основателем которой был ее дедушка, а отец - с 1835 по 1872 г -
казначеем) - учеба не превратила Эмили в набожную девушку, перебирающую
в уме лик Бога, словно лица женихов. Эмили видела один лишь ореол и шла
на его свет... В 1855 году, по дороге в Вашингтон к отцу, который был в
то время конгрессменом (1853-1855 гг), Эмили, остановившись в
Филадельфии, слушает проповеди известного священника Преподобного
Чарльза Водсвурта. Потом они долго переписываются. Это была ее первая
большая и невозможная любовь, любовь-ореол... В конце семидесятых Эмили
предает себя добровольному заточению в стенах собственного дома. С 1870
года одевает только белые платья и принимает лишь тех людей, которых
"просеивает" ее сестра Лавиния, живущая по соседству.
В 1874 году умирает
отец Эмили. В 1878 году Эмили посещает вторая - на этот раз разделенная
любовь - к Отису Лорду, другу ее отца. В 1882 году умирают ее мать и
Уодсвурт, в 1884 - Отис Лорд.
Больше всего
стихотворений (800) Эмили Дикинсон написала за период гражданской войны
(1861-1865): словно живой цветок, она собирала на себе
наэлектризованный войной воздух, а потом отряхивала его, и он
превращался в стихи.
Потом стихи пошли на
убыль, но вся жизнь ее была построена по законам высшей гармонии. - Об
этом говорит переписка тех лет, из которой пробивается натура
страстная, остроумная, утонченная.
Эмили Дикинсон умерла в мае 1886 года, в том же доме, что и родилась.
И тогда раковина, в которой зрела жемчужина, открылась...
Первая книга Эмили Дикинсон появилась в 1890 году.
...Я вижу ее,
гуляющую в поле, в лесу, с репейником, налипшим на платье, слышу ее
прерывистое дыханье от долгой ходьбы. Я не знаю, как она плачет, потому
что даже в своих стихах она всегда "отворачивается к стенке" и делает
это незаметно, вдали от посторонних глаз. Она соблюдает дистанцию. И
потихонечку сшивает себе свои самодельные книжки и что-то бормочет,
создавая свою маленькую домашнюю вечность...