Имя Ларисы Таракановой появилось на поэтическом небосклоне в самом
начале 70-х. Ее творчество сразу привлекло внимание читателей
своеобычным поэтическим почерком, умением свежо и глубоко говорить о
вечных ценностях жизни: любви, детях, семье, родине, — о том, что лучше
всего чувствует женщина-поэт. Сейчас за плечами Ларисы Таракановой семь
поэтических книг. В настоящий сборник вошли лучшие стихотворения
прежних изданий и новые, в которых строки, продиктованные женской
интуицией, плавно перерастают в провидческие мысли о смысле жизни и
судьбе горячо любимой России. Когда время уходит, и шепчутся листья сада, И вечереет, и голоса за стеной, Мне от тебя совсем ничего не надо. Ты не торопишься, поговори со мной! Когда одержимые птицы вновь собираются в стаи, Разноголосой тучей кружатся над страной, Милый, они уходят! Роща стоит пустая. Мне ничего не нужно. Поговори со мной. Низко просело небо: холодно и укромно. С хрустом ломая ветки втиснули елку в дом. Все, что недавно было значимо и огромно, Загородилось снегом, позатянулось льдом. Но когда время уходит, и оплывают свечи, И опаляет щеки звездная мишура - Птицы мои, до встречи! Роща моя, до встречи! Холодно и огромно: милая, мне пора - Вызволи сердцевину, выверни оболочку, Красное мое солнце, выгляни из-за туч: Я тебе - мое слово, Я тебе - мою строчку, Я тебе - мое сердце. Ты мне - приветный луч.
*** Хочу учиться в пятом классе, Хочу войти в нарядный зал. И чтобы скромный мальчик Вася Мне слово тайное сказал. …И то, что нынче невозможно, Вошло сквозь тайные круги: Во мне – неясно и тревожно, На мне – корона из фольги. Сверкай же, праздничная елка! Паркет начищенный скользи! Ведь это он в костюме волка Нарочно вертится вблизи. Мне до него какое дело? Но в шуме-гаме суеты Ведь это я его задела Нарочно краешком фаты. А то, что елка пахнет маем, Что блещет кружево планет, Мы нипочем не понимаем, Поскольку надобности нет.
Птицы мои, до встречи!
Лариса ТАРАКАНОВА, лауреат премии Московского комсомола
РУССКИЙ Кто во мгле библиотек Книжку тощую мусолит – Это русский человек Спорить с Гегелем изволит.
Кто толчётся у пивной, Трояки в кармане шаря, – Наш пропойца родной, Обличитель государя.
Этот строит. Тот язвит. Третий в космосе летает. И у всех несчастный вид. И чего им не хватает?
Есть поля и воды рек, В недрах золото клокочет. Царствуй, русский человек! Нет, не царствует. Не хочет.
Он с пришельцем говорит. И, светясь натурой всею, Или космос материт, Или плачет за Рассею.
Иль в сарае где-нибудь С маху выдумает «штуку» – Чтобы вдруг перевернуть Всем известную науку.
А потом сидит весь век, Хохоча, рыдая, ноя, – Страшно русский человек. И не кто-нибудь иное.
ЛЮДМИЛА Людмила скинула халат И босиком идёт к запруде… В деревне темень, люди спят. Никто не думает о чуде.
Людмила трогает ногой Парную ласковую воду. Луна цыганскою серьгой Горит, скользя по небосводу. Каких причуд на поводу Простая, светлая рассудком, Людмила плавает в пруду, Мешая лилиям и уткам?
Не страшно женщине одной Дышать и плыть меж берегами, Блистая мокрою спиной, Сверкая ровными ногами!
Страшнее – вовсе никогда Не знать свободного паренья В тисках всеобщего труда, Во мгле всеобщего боренья.
СЕЛО В мечтах о добром урожае Лежало русское село. Сгущались тучи, угрожая Развеять всё, что зацвело.
И, глядя в сумрачные дали, Крестьянин никнет головой: Ну что ж, мы всякое видали, Нам эти грозы не впервой!
И вдруг ударили в набаты, И снова, Господи, прости, – Гремят в парламентах дебаты О том, как Родину спасти.
Пошли друг с дружкою бодаться Теперь враги, вчера друзья. Куда ж крестьянину податься, В какие светлые края?
Он нужен собственному полю, Живому лесу и ручью. И эту сумрачную долю Не поменяет ни на чью.
Он будет вскармливать телёнка И на горбу таскать корма, Ведь кой-какая есть силёнка И голова не без ума.
И тем умом соображая, У солнца, неба и дождя Он молит вновь – не урожая, Но лишь толкового вождя.
*** Войне нужны лихие парни, Живые парни – с огоньком. В её бушующей пекарне Никто не стонет ни о ком.
А если кто всплакнёт украдкой Или ударится в бега, Она железной рукояткой Отметит друга и врага.
Так поглядим в глаза герою, И изумляясь, и скорбя: О, да! Такой раздавит Трою! А с нею вместе – и себя.
*** Отныне будет сладкий дым Пронизывать эфир. Кто хочет вечно молодым Покинуть этот мир? Я не хочу его бросать, Хотя (по чьей вине?) Мне больше нечего сказать О здешней стороне.
Она не та, не та, не та! Хотя кругом пиры. Опять ютится нищета Под спудом мишуры.
Чтоб где-то пили за столом, Не смея отдыхать, Должна работница кайлом Без удержу махать.
И милосердная сестра, И все вокруг должны Следить, как ширится дыра Изрезанной страны.
***
Я так живу – (Кто говорит, что глуп Удел непрочный женщины-поэта?) Одной рукой перебирая лета, Другой рукой помешивая суп.
Кто говорит, что лишь свободный ум Поэзии возвышенной угоден? Но от чего ум должен быть свободен И гулок, как опустошённый трюм? Я с молнией, застрявшей в волосах, Возросшая из медленного быта, Одной рукою шарю в небесах, Другой держусь за мыльное корыто.
ПОРТРЕТ В писательском доме, в подвале, Включив ослепительный свет, Фотограф сказал мне: «Едва ли Получится славный портрет.
Вас гложут дела и заботы, У вас в волосах седина, Учтите, для броского фото Вы слишком грустна и бледна.
Чтоб вы получились как надо, Красавица жгучих кровей, Причёска нужна и помада, И платье чуть-чуть поновей…»
Плечами пожала. Вздохнула. Укоры смогла перенесть. Но в чёрную точку взглянула: «Снимайте такою, как есть!
Зачем эта вся проволочка? Прошу, приступайте скорей. Душе не нужна оболочка Из платьев, помад и кудрей.
Душа – это то, что от Бога. Она неуклюже-темна, И стонет, когда её много, И всем, кто захочет, видна».
Фотограф ответил: «Ну что же!» И щёлкнул четырнадцать раз.
Я вышла довольно похожа Сама на себя. Без прикрас.
*** Когда время уходит, И шепчутся листья сада, И вечереет, и голоса за стеной, Мне от тебя совсем ничего не надо. Ты не торопишься, Поговори со мной.
Когда одержимые птицы Вновь собираются в стаи, Разноголосой тучей Кружатся над страной, Милый, они уходят! Роща стоит пустая. Мне ничего не нужно. Поговори со мной.
Низко просело небо: Холодно и укромно. С хрустом ломая ветки Втиснули ёлку в дом. Всё, что недавно было Значимо и огромно, Загородилось снегом, Позатянулось льдом.
Но, Когда время уходит, И оплывают свечи, И опаляет щёки звёздная мишура, Птицы мои, до встречи! Роща моя, до встречи! Холодно и огромно: Милая, мне пора. Вызволи сердцевину, Выверни оболочку, Красное моё солнце, выгляни из-за туч. Я тебе – моё слово, Я тебе – мою строчку, Я тебе – моё сердце. Ты мне – приветный луч.
*** Я пришла на шумный бал в скромном одеяньи. Кто такая, говорят, что она умеет? Я умею, говорю, говорить стихами, И понятен мне язык ветра и травы.
Это скучно, говорят, говорить стихами, Лучше стукнем в барабан – он такой пустой! Или что-нибудь съедим прямо с потрохами. Будь, как мы, сказали мне. Ты куда? Постой!
Я умею, говорю, говорить стихами И способна иногда взмыть под облака. Но кого-нибудь съедать прямо с потрохами Не умею. Не могу. Не хочу пока.
К МУЗЕ Прощай, поэзия! До скорого свиданья! Прощайте, тучи, кручи, небеса! Молчанию не нужно оправданья – И блекнут, блекнут наши голоса…
Прощай, поэзия созвездий и былинок, Воображенья сокровенный смысл. Вы слышите, разноголосит рынок – Стихия снов и бесконечных числ.
Мелькая, словно сойки в перелеске, Мы вспомним, уносясь в его жерло’, Как в социалистическом отрезке Нам было и не скучно, и светло.
МОСКВА
http://www.lgz.ru/article/6342/ |