Американские продюсеры приехали за идеями в Казахстан На днях в
Алматы прибыла Гаухар Нуртас, в свое время уехавшая покорять Голливуд.
Надо признать, несмотря на все предостережения и страхи друзей и
родственников, ей это все-таки удалось. Два года назад она презентовала
на родине свой дебютный фильм «Домохозяйка», а в этот раз в поездке на
родину ее сопровождал известный голливудский продюсер Стивен Джеффи.
Сегодня они уже партнеры и вместе работают над разными кинопроектами. – Гаухар, а с чего начался ваш путь в Голливуд? Г.Н.:
Всего рассказывать не буду. Самое важное: я окончила школу имени Куляш
Байсеитовой, потом консерваторию. В итоге по профессии я музыковед, и у
меня всегда был интерес к нашим корням, музыке, истории, но в то же
время у меня всегда был и интерес к кино. И когда я оказалась в
Америке, то я решила рискнуть: села в машину и уехала в соседний штат,
в Лос-Анджелес. Это тот город, где каждый человек причастен к кино:
кто-то актер, кто-то режиссер, костюмер, сценарист. Но я там, увы,
никого на тот момент не знала. Однако у меня, как у любого нормального
продюсера, уже тогда была идея для фильма. Мне нужно было найти
сценариста, готового работать со мной. Для этого мне пришлось
проинтервьюировать массу разных писателей, пока в итоге я не нашла
сценариста, которая мне была нужна. Я заплатила ей за сценарий, а позже
она предложила мне выступить в роли режиссера. Поскольку у меня не было
других предложений, я согласилась. Мало того что я была продюсером
этого фильма, так еще и сыграла в нем главную роль. – Два года
назад вы приезжали в Казахстан презентовать свой дебютный
короткометражный фильм «Домохозяйка», после чего о вас ничего не было
слышно. Над чем вы трудились последние годы? Г.Н.: То, что обо мне
эти два года не было ничего слышно, не значит, что я все это время
сидела без дела. Я создавала себе круг знакомств, училась тому, как
надо правильно вести этот бизнес, а построение бизнеса требует очень
много времени. И поскольку люди мы амбициозные, то работаем не над
одним проектом, а создаем целую компанию, и в разработке у нас сразу
несколько проектов. Никогда нельзя останавливаться, нужно всегда иметь
много проектов в разработке, потому что никогда не знаешь, что может
выстрелить. – Выбирая сценарий для экранизации, чем должен руководствоваться продюсер? Г.Н.:
Ингредиентов для успеха сегодня очень много. Иногда кажется, что вроде
и сценарий отличный, и актеры прекрасные, и режиссер-профессионал, а
успеха нет. Нет кассы. И причин на это много, даже какие-то мировые
события могут помешать экономическому успеху картины. Так что тут надо
уповать на удачу. С.Д.: Я, наверное, скажу какое-то клише, но это
правда: сценарий должен заставить плакать или смеяться, он должен
забрать меня в тот мир, в котором я еще не был. Но, должен признаться,
даже это не всегда работает. Так мне нередко попадали в руки прекрасные
сценарии, но я от них отказывался, потому как не видел в них
коммерческой ценности. Я уверен, что на 90 процентов успех всех
фильмов, даже шедевров мирового кинематографа, зависит от удачи и от
правильно выбранного времени. – Гаухар, как вы думаете, в каком
направлении нужно развиваться отечественному кинематографу, чтобы быть
востребованным не только на родине, но и далеко за ее пределами? Г.Н.:
Как мне кажется, в этом пути нам должна помочь наша культура, наши
обычаи и традиции. Когда сами поймем, насколько мы интересны, когда
сами полюбим нашу историю, нашу культуру, тогда она станет интересна и
окружающим нас людям. Полюби себя – и полюбят тебя. Этот же принцип, я
уверена, работает и в кино. – Стивен, как вы думаете, что помешало исторической ленте «Монгол» получить премию «Оскар»? С.Д.:
Я являюсь членом отборочной комиссии, и мы в течение 2–3 месяцев
смотрим порядка 65 фильмов со всего мира. И, безусловно, у каждого
члена комиссии свой вкус, каждый голосует за ту картину, которая
понравилась именно ему. Если говорить обо мне, то я уже на протяжении
последних 15 лет голосую за те фильмы, которые почему-то не получают
премии. «Монгол» не стал исключением. Но я продолжаю ходить туда каждый
год, потому что считаю зарубежную категорию кинопремии «Оскар» самой
серьезной и познавательной. Зарубежные фильмы позволяют мне
путешествовать, не покидая Лос-Анджелеса. Что касается присуждения
премии, то весь процесс выбора фильмов зачастую очень несправедлив. Но
для меня уже давно перестала быть важной победа на кинофестивалях,
важно то, что тебя признают коллеги. – Какова цель вашего визита в Казахстан? С.Д.:
Инициатором этой поездки стала мой компаньон Гаухар Нуртас. Она мне
много рассказывала о вашей стране, и я очень заинтересовался ее
культурой и историей. Ну а поскольку моя страсть – это кино, то я в
каждой стране ищу источник вдохновения для нового фильма. – Казахстан вас уже вдохновил? С.Д.: Безусловно! У нас сейчас идут переговоры, есть несколько задумок. Но из суеверия мы пока не будем об этом говорить. Марго ЭРВАНД,фото Александра КАНЦЕДАЛОВА, Алматы http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=129&pub=13693 |