№ 341 (16727) от 30.05.2009 Инна ЛЕБЕДЕВА, Алматы Пианистка
Гульжан Узенбаева уверенно вошла в плеяду самых активно концертирующих
музыкантов Казахстана. Каждый концертный сезон она выносит на суд
публики не менее семи программ камерной музыки с лучшими исполнителями
Казахстана и других стран. Среди ее партнеров - всемирно известные
музыканты: виолончелист Денис Шаповалов, скрипачи Меруерт Туякбаева и
Бахыт Бижанов, флейтист Николай Попов. В прошлом концертном сезоне
Гульжан Узенбаева, а также скрипачка Аида Аюпова и виолончелист Ермек
Курманаев создали первое в Казахстане филармоническое трио, программы
которого заинтересовали публику и отмечены положительными отзывами
прессы. Гульжан Узенбаева известна и как талантливый композитор.
Среди ее сочинений особенно популярны соната для скрипки и фортепиано и
фортепианный концерт. Партию рояля автор исполняет сама. Концерт
написан в традициях казахской музыки: мы слышим имитацию звучания
домбры, эпические образы степи, азартные ритмы скачки. Музыкальное
действие развивается динамично, контрастные картины рельефны до
театральности. Особое благородство звучанию придает гармоническая
свежесть и широта мелодического дыхания. Сейчас в работе композитора
2-я и 3-я части концерта для виолончели с оркестром, на сочинение
которого она выиграла государственный грант. Надеемся осенью услышать
эту премьеру с соло Ермека Курманаева. Поэтичность, на мой взгляд,
является главной чертой исполнительского почерка Гульжан Узенбаевой.
Как бы ни были контрастны и разнообразны ее музыкальные образы, они
всегда пластичны и воплощены одухотворенно, с чувством художественной
меры. Техника пианистки настолько совершенна, что позволяет свободно
играть любые фактурные сложности. По собственному признанию Гульжан
Узенбаевой, как исполнителю ей ближе романтическая музыка широкого
дыхания - Брамс, Рахманинов, Шуман. Хотя Прокофьева и Бетховена она
играет с не меньшим увлечением. Интересно проследить, как богата
творческая палитра исполнительницы. Артистка каждый раз перевоплощается
в зависимости от стиля, композитора и личности музыканта, с которым она
играет. Партнерская чуткость пианистки просто поразительна. К примеру,
2-я соната Прокофьева в исполнении Гульжан Узенбаевой и скрипачки Аиды
Аюповой звучала как увлекательный диалог, полный живых, обостренных
образов и с ними связанных эмоций. А с московским виртуозом Николаем
Поповым, которого называют "Паганини флейты", эта же соната
воспринималась как светлое ностальгическое воспоминание о волнующей
атмосфере декаданса начала XX века. Здесь в игре пианистки слушатели
любовались мягкой естественностью в смене калейдоскопически меняющихся
образов, а в медленных разделах - завораживающими тихими фразами рояля,
звук которых как бы превращался в "тягучую материю". В быстрых же
эпизодах, наоборот, звук был звонким, легким, и на пассажах в верхнем
регистре рояль звучал совсем как флейта. В ансамбле с виолончелистом
Ермеком Курманаевым Гульжан Узенбаева заражается силой его
исполнительской инициативы. К примеру, в сонате Бетховена опус 5 в ее
музыкальной речи появляются суровые интонации, властные тирады быстрых
пассажей, глубокое, по-мужски насыщенное звучание, тревожный рокот
басов и вместе с тем обаятельная улыбка просветленных, лирических
высказываний. В Тройном концерте с оркестром Бетховена эти
художественные средства были максимально обострены и усилены. Концерт в
переводе с итальянского - это состязание. Здесь ей пришлось состязаться
с тремя выдающимися музыкантами-мужчинами: скрипачом Бахытом Бижановым,
виолончелистом Ермеком Курманаевым и дирижером Вагом Папяном. Зачин
исполнению дал Папян, страстно и увлеченно проведя оркестровое
вступление. Солисты, перенимая инициативу друг у друга, азартно повели
волевую пунктирную тему марша, насыщая ее волнами фигураций, бурными
взлетами пассажей и трелей. Гульжан Узенбаева свою сложнейшую партию
исполнила с полной эмоциональной самоотдачей и художественным
совершенством, которое проявилось и в храмовой чистоте музыки второй
части, и в торжественном, радостном финале. Этот музыкальный вечер
запомнился любителям музыки как большое событие в культурной жизни
Алматы. Останется в памяти алматинской публики и концерт музыки
барокко, где Гульжан Узенбаева играла на спинете - разновидности
клавесина. Ее партнерами были Ермек Курманаев и Аида Аюпова. Прозвучали
соната Марчелло для виолы-да-гамба и клавесина, трио Генделя,
знаменитое адажио Альбинони и шесть скрипичных сонат Телемана. -
Программу я учила на рояле, - вспоминает Гульжан Узенбаева, - а к
спинету пришлось приспосабливаться с трех репетиций. Этот инструмент
требует точной артикуляции, на нем невозможно добиться связного
звучания. Педали здесь служат не для продления звука, а для смены
регистров и тембров. С помощью педали можно удвоить в октаву басы и
сделать их мощными, как у органа. Для меня эта встреча со старинным
инструментом была весьма поучительна. Теперь, когда я исполняю музыку
той эпохи на рояле, точнее понимаю, как приблизить ее звучание к
клавесинному. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=26904