Четверг, 2024-03-28, 7:15 PM
Клуб творческих женщин

место для рекламы

Главная » 2009 » Август » 9 » Хроники Сауле Сулейменовой
8:10 PM
Хроники Сауле Сулейменовой
Айгерим Бейсенбаева
В мире изобразительного искусства женщина всегда может выбрать, кем быть - художницей или художником. Это не всегда одно и то же. В творчестве настоящего художника пол автора никогда не будет играть особой роли, художница же оставляет за собой право на половую принадлежность. Так уж сложилось, что женщина и живопись до недавнего времени считались понятиями несовместимыми, и на судьбу каждого живописца женского пола выпадала нелегкая доля доказывать всем, что она - исключение из правил.
Сауле Сулейменову язык не повернется назвать художницей, несмотря на то, что она с виду очень женственная, обаятельная и хрупкая

Сауле Сулейменова - известный казахстанский график и живописец, одна из немногочисленных авторов, представляющих казахстанское искусство за рубежом. Совсем недавно она приняла участие в выставке A est di niente ("Восток из ниоткуда”), прошедшей в Турине, где в числе других авторов попыталась познакомить европейского зрителя с настоящим лицом центрально-азиатской страны.
Кроме того, в последнее время Сауле работала в сфере кинематографа - у режиссера Амира Каракулова, а сейчас просто отдыхает, обдумывает новые идеи, готовится к будущим выставкам.
В уютной атмосфере творческой мастерской Сауле Сулейменова рассказывает о выставке в Турине и высказывает собственное мнение по поводу такого понятия, как женщина в искусстве:
- Сауле, каким представился европейскому зрителю Восток в Ваших произведениях?
- На выставку в Турине я повезла 16 своих работ. Серия произведений, которую я мечтала выставить здесь, в Казахстане, но по некоторым причинам не получилось.
Для меня эта серия очень важна, потому что так о Казахстане еще никто не рассказывал. Есть две распространенные позиции - два образа нашей родины в глазах иностранцев. Либо это очень жесткий отзыв, как о стране дикой, и казах в понимании европейцев - это разбойник, дикарь и так далее. И есть такой комплиментарный Казахстан, который устраивает всех, придуманный образ - идиллия с батырами, юртами, верблюдами, красавицами в саукеле с нежными глазами... А третьего не дано.
Я представила в своих произведениях другой Казахстан, такой, какой он есть сейчас. Почти этнографический взгляд.
Что касается техники моих произведений, то в последние годы я вплотную занялась фотографией. Вообще, я живописец, но фотографию как средство визуализации тоже люблю. Много думала над тем, как соединить эти мои привязанности.
Сначала я работала со старыми архивными фото казахов конца XIX - начала XX века. Люди на них такие настоящие, они еще не знают, что нужно улыбаться, позировать. Они очень суровые и даже где-то пугающие, но абсолютно естественные, и в этом ценность этих фотографий. Работала я тогда в технике граттографии - гравюра по парафину. В этой технике я сделала выставку "Казахская хроника” в 2005 году, с которой позже поехала в США.
Чуть позже я открыла для себя другие достоинства фотографии, в первую очередь, фон. Я поняла, что фото можно использовать дважды - это непосредственно образы и фон, который сам по себе очень красивый, и в живописи такого не добиться. Опять же от живописи отказываться нельзя, и я начала рисовать поверх фотографических фонов разные образы. Здесь образы из архивных фото, здесь фигура современного мальчика, моего племянника. Это уже было новое для меня направление - живопись по фотографии.
Выставка в Турине была масштабная, но мероприятие это было не государственное, а частное, организованное на средства одной тамошней богатой семьи, вкладывающей деньги в искусство. Под выставочное пространство они отдали чуть ли не целый квартал в Турине, огромную территорию - бывший автомобильный завод семьи Пикарри - привели в порядок и сделали галерею. Высоченные потолки, кое-где остались заводские краны и прочее оборудование. Там и проходила наша выставка.
Организаторы пригласили поучаствовать в выставке художников Центральной Азии, художников из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана и Монголии, и это вызвало среди европейской публики бешеный резонанс. Все-таки интерес к Востоку не ослабевает.
 

- Ломали стереотипы?
- Об искусстве Казахстана вообще мало кто знает. Все, что представлялось за рубежом, целиком заслуга Центра современных искусств Сороса и искусствоведа Валерии Ибраевой, которая организовала участие в международных выставках нескольких наших авторов, таких, как Ерболсын Мельдибеков, Саид Атабеков, Алма Менлибаева.
Менлибаева живет и работает сейчас в Германии, и ее работы выставляются в Штатах и в Европе. Она переехала туда с целью продвижения своего творчества в мире, а сюда приезжает за вдохновением.
Ерболсын Мельдибеков и Саид Атабеков сформировали некий агрессивный образ нашей страны. Несколько радикально и жестко, но Европу это устраивает. А зачем им видеть азиатскую страну как равную себе? Им хочется видеть дикарей, и потому многие наши авторы показывают то, что хотят видеть зрители.
В октябре мы с Куанышем (супруг - художник Куаныш Базаргалиев. - "НП”) ездили на аукцион "Кристис”. К нам в Казахстан приезжали эксперты знаменитого аукциона и из 500 авторов выбрали работы всего четырех художников. В том числе и нас с Куанышем, причем они даже не подозревали, что мы муж и жена. Фамилии-то у нас разные.
Там, на аукционе, была совсем другая, пафосная атмосфера.
А на выставку в Турине не приехал ни один представитель посольства Казахстана. Это, конечно, отвратительно. Мы полдня подписывали буклеты с работами всем гостям - известным людям, мэрам, министрам, представителям всех стран, что выставлялись. А двадцать экземпляров, подготовленных для нашего посольства, так и остались нетронутыми - никто не приехал. Никто не посчитал своим долгом. Вот оно - отношение. Все это, конечно, очень печально.
- Вы одна из тех наших авторов, кто активно участвует в международных выставках. Есть ли различия в восприятии работ современных художников в Европе и на постсоветском пространстве?
- Я, конечно, не хочу принижать нашего зрителя, но у нас, к сожалению, нет культуры визуального восприятия. Ее нужно воспитывать. Зато у нас очень развито аудиовосприятие - наши люди очень хорошо и внимательно относятся к музыке и слову.
Я постоянно твержу: искусство - это удовольствие, это наслаждение для глаз. Люди у нас наконец-то научились кайфовать от необычных видов спорта и отдыха. Созерцание произведений искусства - это тоже удовольствие, но к нему необходимо подготовиться, нужен определенный опыт и знания.
Мы сейчас говорим о выставке в Турине, но я просто вспоминаю, что было на аукционе "Кристи”. Наши пафосные чиновники от культуры там были и даже ни разу не подошли поздороваться. В то время как всякие лорды и леди подбегали к нам, пожимали руки, выражали восхищение и фотографировались с нами на память.
У нас художник - это обслуживающий персонал. Отношение к творящему, и к художнику, в частности, не всегда правильное. В казахской традиционной культуре уважение было. Отношение было адекватное к художникам, акынам, к творческим людям.
Художник - это странный человек, и к нему нужно особое отношение. Он не слуга богатеньких и сильных. Над дверями галереи Марата Гельмана в России есть надпись: "Художник всегда прав”. У нас так ни в коем случае не думают.
- На выставке в Турине было представлено современное искусство, синтетическое. Насколько для Вас связаны понятия "искусство” и "медиа”? Какое место в Вашем творчестве занимает эксперимент?
 - Искусство, в первую очередь, должно быть честным, только тогда оно может называться искусством. А если для этого нужен творческий эксперимент, медиа-средства - пожалуйста!
По выставке в Турине можно понять, что все уже изменилось катастрофически. Сейчас визуальное искусство - это, по большей части, медиа. Нечто плоское на холсте уходит на второй план. На фоне этих экспериментов идет процесс девальвации понятий "профессионализм”, "талант”. Конечно, можно ругаться, но это объективная реальность. Кризис, в общем. Кризис везде.
- Сауле, женщин в искусстве было мало всегда. Не много их и в наше время. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Я вообще считаю, что хороших женщин-художников очень мало. Это уже показатель. Ты идешь в Союз художников, и у тебя щеки горят. От чужой щетины - во время приветствий все время целуешься с кучей бородатостей (смеется). Идешь и чувствуешь, что на тебя все смотрят. Тяжело, конечно.
С другой стороны, ужасно, если человек не выпадает за пределы каких-то стереотипов. Он привык к каким-то определениям, что он мужчина или женщина, казах или русский. Что такое красота, нам вдалбливали с детства. Так вот, если художник живет с этими понятиями, то он не художник. Художник все внутри должен переломать, все поставить под сомнение.
Мне, в основном, творчество женщин-художниц не нравится, потому что они живут со своей сопливой романтикой, начиная с детства. Это, конечно, тоже нужно, но настоящий художник должен везде поставить знак вопроса.
- Ко всему прочему Вы еще и жена художника. Тяжело ли жить и творить двум авторам под одной крышей? Вмешиваетесь в творческий процесс друг друга?
- Не представляю, как бы я жила без Куаныша. Мы друг другу очень нужны. Если бы он не был художником, может, у нас бы и не сложилось...
В творческий процесс друг друга постоянно влезаем.
- И не обижаетесь, если услышите критику?
- Обижаемся (смеется)! Но мнение моей семьи для меня самая главная цензура.

По выставке в Турине можно понять, что все уже изменилось катастрофически. Сейчас визуальное искусство - это, по большей части, медиа. Нечто плоское на холсте уходит на второй план. На фоне этих экспериментов идет процесс девальвации понятий "профессионализм”, "талант”. Конечно, можно ругаться, но это объективная реальность. Кризис, в общем. Кризис везде.
http://www.np.kz/index.php?newsid=3900

Категория: Изобразительное искусство | Просмотров: 1657 | Добавил: natalia | Теги: Хроники Сауле Сулейменовой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Текущий раздел
Друзья сайта



Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Поиск
Облако тегов
Альберти Аксенов Борисова ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ болеро с прорезями Джин Шинода Болен американские продюсеры блуза с лентами-завязками на рукава 40 лет Джен Эйр блуза-платье с открытой спиной Анна Петракова Вернисаж вселенная Бибигуль Тулегенова Дафнадю Морье Ребекка двубортный жакет под пояс Кукольный патриотизм Ксения ЕВДОКИМЕНКО девушка Девушка созрела алматы юбка с завышенной талией Макпал Исабекова Айгерим Бейсенбаева Алинур Тилемис сарафан с поясом в прорезях будет жить Васильев бухотчет Витебск Гульсум Макитова деловой жакет Ольга Григорьева Аскар Газизов блуза с воротником-шарфом Душа жакет Балнур Асанова юбка блуза с запахом Вездесущий Андрей КРАТЕНКО 2010 Берегитесь женщин юбка со складками и поясом великие времена думы Галина Шпак блуза Анастасия Вертинская 100-лет юбилей белое небо белые снега Гульфайрус Исмаилова Дина Нурпеисова Валерия Иванова Галя Галкина Две жизни в руках Джамиля Канышевна Утегенова Агнешка Рошка детские праздники киев Аватар Алена Мелешко Букина Алла Ахундова Аламкан Дегенбаева Белла Ахмадулина Габриэла Мистраль Ирина Одоевцева Берггольц Ольга Федоровна Аспазия Дайва Авотыня Вероника ТУТЕНКО html Джубга Агой дом Геленджик Джанхот Дивноморское youtube бесплатно Белая ворона Астана взрослые ГАЛИНА ВИШНЯКОВА Вера Хохлова Анна ЛАБЗИНА Анжелика ЕЛФИМОВА Елена АФАНАСЬЕВА Галина БАБАРИКО Ирина Парамонова АСТРЫ ОСЕННИЕ ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ Сексуальное влечение женщина Быть женщиной
Фотографии
poetry.ucoz.ru © Клуб творческих женщин