Айгерим Бейсенбаева В мире изобразительного искусства женщина
всегда может выбрать, кем быть - художницей или художником. Это не
всегда одно и то же. В творчестве настоящего художника пол автора
никогда не будет играть особой роли, художница же оставляет за собой
право на половую принадлежность. Так уж сложилось, что женщина и
живопись до недавнего времени считались понятиями несовместимыми, и на
судьбу каждого живописца женского пола выпадала нелегкая доля
доказывать всем, что она - исключение из правил. Сауле Сулейменову язык не повернется назвать художницей, несмотря на то, что она с виду очень женственная, обаятельная и хрупкая
Сауле Сулейменова - известный казахстанский график и живописец, одна
из немногочисленных авторов, представляющих казахстанское искусство за
рубежом. Совсем недавно она приняла участие в выставке A est di niente
("Восток из ниоткуда”), прошедшей в Турине, где в числе других авторов
попыталась познакомить европейского зрителя с настоящим лицом
центрально-азиатской страны. Кроме того, в последнее время Сауле
работала в сфере кинематографа - у режиссера Амира Каракулова, а сейчас
просто отдыхает, обдумывает новые идеи, готовится к будущим выставкам. В
уютной атмосфере творческой мастерской Сауле Сулейменова рассказывает о
выставке в Турине и высказывает собственное мнение по поводу такого
понятия, как женщина в искусстве: - Сауле, каким представился европейскому зрителю Восток в Ваших произведениях? -
На выставку в Турине я повезла 16 своих работ. Серия произведений,
которую я мечтала выставить здесь, в Казахстане, но по некоторым
причинам не получилось. Для меня эта серия очень важна, потому что
так о Казахстане еще никто не рассказывал. Есть две распространенные
позиции - два образа нашей родины в глазах иностранцев. Либо это очень
жесткий отзыв, как о стране дикой, и казах в понимании европейцев - это
разбойник, дикарь и так далее. И есть такой комплиментарный Казахстан,
который устраивает всех, придуманный образ - идиллия с батырами,
юртами, верблюдами, красавицами в саукеле с нежными глазами... А
третьего не дано. Я представила в своих произведениях другой Казахстан, такой, какой он есть сейчас. Почти этнографический взгляд. Что
касается техники моих произведений, то в последние годы я вплотную
занялась фотографией. Вообще, я живописец, но фотографию как средство
визуализации тоже люблю. Много думала над тем, как соединить эти мои
привязанности. Сначала я работала со старыми архивными фото
казахов конца XIX - начала XX века. Люди на них такие настоящие, они
еще не знают, что нужно улыбаться, позировать. Они очень суровые и даже
где-то пугающие, но абсолютно естественные, и в этом ценность этих
фотографий. Работала я тогда в технике граттографии - гравюра по
парафину. В этой технике я сделала выставку "Казахская хроника” в 2005
году, с которой позже поехала в США. Чуть позже я открыла для себя
другие достоинства фотографии, в первую очередь, фон. Я поняла, что
фото можно использовать дважды - это непосредственно образы и фон,
который сам по себе очень красивый, и в живописи такого не добиться.
Опять же от живописи отказываться нельзя, и я начала рисовать поверх
фотографических фонов разные образы. Здесь образы из архивных фото,
здесь фигура современного мальчика, моего племянника. Это уже было
новое для меня направление - живопись по фотографии. Выставка в
Турине была масштабная, но мероприятие это было не государственное, а
частное, организованное на средства одной тамошней богатой семьи,
вкладывающей деньги в искусство. Под выставочное пространство они
отдали чуть ли не целый квартал в Турине, огромную территорию - бывший
автомобильный завод семьи Пикарри - привели в порядок и сделали
галерею. Высоченные потолки, кое-где остались заводские краны и прочее
оборудование. Там и проходила наша выставка. Организаторы
пригласили поучаствовать в выставке художников Центральной Азии,
художников из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана,
Афганистана и Монголии, и это вызвало среди европейской публики бешеный
резонанс. Все-таки интерес к Востоку не ослабевает.
- Ломали стереотипы? - Об искусстве Казахстана вообще мало кто
знает. Все, что представлялось за рубежом, целиком заслуга Центра
современных искусств Сороса и искусствоведа Валерии Ибраевой, которая
организовала участие в международных выставках нескольких наших
авторов, таких, как Ерболсын Мельдибеков, Саид Атабеков, Алма
Менлибаева. Менлибаева живет и работает сейчас в Германии, и ее
работы выставляются в Штатах и в Европе. Она переехала туда с целью
продвижения своего творчества в мире, а сюда приезжает за вдохновением.
Ерболсын Мельдибеков и Саид Атабеков сформировали некий агрессивный
образ нашей страны. Несколько радикально и жестко, но Европу это
устраивает. А зачем им видеть азиатскую страну как равную себе? Им
хочется видеть дикарей, и потому многие наши авторы показывают то, что
хотят видеть зрители. В октябре мы с Куанышем (супруг - художник
Куаныш Базаргалиев. - "НП”) ездили на аукцион "Кристис”. К нам в
Казахстан приезжали эксперты знаменитого аукциона и из 500 авторов
выбрали работы всего четырех художников. В том числе и нас с Куанышем,
причем они даже не подозревали, что мы муж и жена. Фамилии-то у нас
разные. Там, на аукционе, была совсем другая, пафосная атмосфера. А
на выставку в Турине не приехал ни один представитель посольства
Казахстана. Это, конечно, отвратительно. Мы полдня подписывали буклеты
с работами всем гостям - известным людям, мэрам, министрам,
представителям всех стран, что выставлялись. А двадцать экземпляров,
подготовленных для нашего посольства, так и остались нетронутыми -
никто не приехал. Никто не посчитал своим долгом. Вот оно - отношение.
Все это, конечно, очень печально. - Вы одна из тех наших авторов,
кто активно участвует в международных выставках. Есть ли различия в
восприятии работ современных художников в Европе и на постсоветском
пространстве? - Я, конечно, не хочу принижать нашего зрителя, но у
нас, к сожалению, нет культуры визуального восприятия. Ее нужно
воспитывать. Зато у нас очень развито аудиовосприятие - наши люди очень
хорошо и внимательно относятся к музыке и слову. Я постоянно
твержу: искусство - это удовольствие, это наслаждение для глаз. Люди у
нас наконец-то научились кайфовать от необычных видов спорта и отдыха.
Созерцание произведений искусства - это тоже удовольствие, но к нему
необходимо подготовиться, нужен определенный опыт и знания. Мы
сейчас говорим о выставке в Турине, но я просто вспоминаю, что было на
аукционе "Кристи”. Наши пафосные чиновники от культуры там были и даже
ни разу не подошли поздороваться. В то время как всякие лорды и леди
подбегали к нам, пожимали руки, выражали восхищение и фотографировались
с нами на память. У нас художник - это обслуживающий персонал.
Отношение к творящему, и к художнику, в частности, не всегда
правильное. В казахской традиционной культуре уважение было. Отношение
было адекватное к художникам, акынам, к творческим людям. Художник
- это странный человек, и к нему нужно особое отношение. Он не слуга
богатеньких и сильных. Над дверями галереи Марата Гельмана в России
есть надпись: "Художник всегда прав”. У нас так ни в коем случае не
думают. - На выставке в Турине было представлено современное
искусство, синтетическое. Насколько для Вас связаны понятия "искусство”
и "медиа”? Какое место в Вашем творчестве занимает эксперимент? -
Искусство, в первую очередь, должно быть честным, только тогда оно
может называться искусством. А если для этого нужен творческий
эксперимент, медиа-средства - пожалуйста! По выставке в Турине
можно понять, что все уже изменилось катастрофически. Сейчас визуальное
искусство - это, по большей части, медиа. Нечто плоское на холсте
уходит на второй план. На фоне этих экспериментов идет процесс
девальвации понятий "профессионализм”, "талант”. Конечно, можно
ругаться, но это объективная реальность. Кризис, в общем. Кризис везде.
- Сауле, женщин в искусстве было мало всегда. Не много их и в наше время. Что Вы можете сказать по этому поводу? -
Я вообще считаю, что хороших женщин-художников очень мало. Это уже
показатель. Ты идешь в Союз художников, и у тебя щеки горят. От чужой
щетины - во время приветствий все время целуешься с кучей бородатостей
(смеется). Идешь и чувствуешь, что на тебя все смотрят. Тяжело, конечно. С
другой стороны, ужасно, если человек не выпадает за пределы каких-то
стереотипов. Он привык к каким-то определениям, что он мужчина или
женщина, казах или русский. Что такое красота, нам вдалбливали с
детства. Так вот, если художник живет с этими понятиями, то он не
художник. Художник все внутри должен переломать, все поставить под
сомнение. Мне, в основном, творчество женщин-художниц не нравится,
потому что они живут со своей сопливой романтикой, начиная с детства.
Это, конечно, тоже нужно, но настоящий художник должен везде поставить
знак вопроса. - Ко всему прочему Вы еще и жена художника. Тяжело
ли жить и творить двум авторам под одной крышей? Вмешиваетесь в
творческий процесс друг друга? - Не представляю, как бы я жила без
Куаныша. Мы друг другу очень нужны. Если бы он не был художником,
может, у нас бы и не сложилось... В творческий процесс друг друга постоянно влезаем. - И не обижаетесь, если услышите критику? - Обижаемся (смеется)! Но мнение моей семьи для меня самая главная цензура.
По выставке в Турине можно понять, что все уже изменилось
катастрофически. Сейчас визуальное искусство - это, по большей части,
медиа. Нечто плоское на холсте уходит на второй план. На фоне этих
экспериментов идет процесс девальвации понятий "профессионализм”,
"талант”. Конечно, можно ругаться, но это объективная реальность.
Кризис, в общем. Кризис везде. http://www.np.kz/index.php?newsid=3900 |