Предвзятость к наркотикам - их социальная коннотация, постыдный окрас - появится только в XX веке. Первоначально же приготовленные на их основе напитки были обрамлением религиозных ритуалов - таким же привычным, как вино во время христианского причащения. Биолог Гордон Воссон, проживший некоторое время среди мексиканских индейцев, даже высказал предположение, что эти хмельные варева послужили импульсом к появлению религии.
Через тысячелетия и континенты протянулся воображаемый стол, сервированный множеством диковинок, и современные ученые-"дегустаторы" попробовали объяснить причины языческой экзальтации.
Самая экзотичная - зороастрийская хаома из мухоморов, имеющих галлюциногенные свойства. Остались письменные свидетельства, что этот сакральный напиток вызывал у верующих божественные видения. Похожая по ощущениям кава, выжимка из разновидности перца, использовалась жителями Полинезии и Центральной Африки. Во время винных вакханалий в честь бога Дионисия древние греки приходили в праздничную эйфорию после густого тягучего "киселя" кикеон. Наиболее распространенным наркотиком в Южной Америке была кока - праматерь кокаина, однако в религиозных целях чаще использовались грибы, называемые "божьей плотью", - в Гватемале были найдены каменные фигурки в виде грибов, символизирующие один из культов индейцев майя. Испанский священник-историк Бернардино де Сахагун в своих рукописях упоминает о распитии таинственного напитка во время коронации императора ацтеков Монтесумы. Возможно, это был ололиукви из семян растения с поэтическим названием "утренняя слава", описанный другими миссионерами, или яже, сваренный из древесной коры. Ему приписывали не только целительные свойства, но и связывали с даром ясновидения и ощущением невесомости.
Выходцы из цивилизованной Европы относились к подобной священной атрибутике с подозрением и даже осуждением, а порой рассказывали пугающие истории. Одна из них - о секте исламистов-фанатиков ассассинов, основанной в XI веке. Ассассины применяли в своих обрядах гашиш - на это указывает их название, пришедшее из словосочетания "курильщики гашиша". По словам Марко Поло, этот наркотик разжигал тягу сектантов к человекоубийству. Существует еще много свидетельств ритуальной наркомании, но, наверное, единственный культ, дошедший до наших дней, - так называемый пейот. В 1918 году его последователи - индейцы, жители некогда непокоренных Америк, объединились, чтобы основать в Оклахоме "Церковь Первых Американцев". Их синкретичная религия соединяет элементы язычества и христианства. И, несмотря на строгие запреты властей, верующие во время символичных ночных церемоний по-прежнему пьют напиток из кактуса пейот, который в переводе с одного из древних наречий обозначает "божественный посланец".